27.07.2004 В вопросе о СРО чиновник будет стоять до последнего, считают эксперты "Почему о саморегулируемых организациях мы рассуждаем в сослагательном наклонении: "Что будет, если..." Но ведь СРО уже созданы, работают, набивают шишки, - отмечает Алексей Сутурин, главный редактор журнала "Арбитражный управляющий". - Так, арбитражные управляющие начали объединяться в СРО полтора года назад, после принятия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который содержит специальные положения о саморегулируемых организациях. С тех пор Минюст РФ ведет Государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, где значатся уже 38 СРО. О чем же говорят эти полтора года? Оппоненты - тогдашние и нынешние - утверждали и утверждают: бизнес-сообщество не готово к работе в условиях саморегулирования, оно погрязнет в коррумпированных отношениях. Нельзя сказать, что все 38 СРО - образец морали и этики, но что совершенно ясно: там, где за дело взялись истинные профессионалы, принципы саморегулирования соблюдаются в полной мере. Ни в каком руководстве (не путать с государственным контролем) они не нуждаются. Недавно минюст в плановом порядке проверил деятельность шести саморегулируемых организаций. Естественно, без замечаний не обошлось, но ничего катастрофического контролеры не выявили. То есть саморегулирование состоялось: СРО в положенные сроки отчитываются перед государством, плотно работают с арбитражными судами, профессионально разбирают жалобы на действия арбитражных управляющих. Хочу подчеркнуть: истинный профессионал никогда не нарушит этические нормы. Другое дело, кого считать профессионалом. Это и должен определять закон о саморегулируемых организациях. Есть опасность, что пока мы ждем суперсовершенный закон, чиновники дискредитируют саморегулирование до такой степени, что у его оппонентов действительно появятся серьезные контраргументы в дебатах о коррупционности, прозрачности, степени готовности общества к самоорганизации". Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования: “Если закон о СРО будет принят в том виде, в котором он представлен, то это приведет к серьезному переделу рынка, к тому, что одна группа олигархов, получившая статус СРО, будет выдавливать остальных бизнесменов с рынка. Законопроект "О саморегулируемых организациях" имеет коррупционную составляющую, поскольку участие в СРО в соответствии с нынешним вариантом законопроекта будет обязательным для всех бизнес-структур, то в каждой СРО создастся группа крупных компаний, диктующих условия всем остальным участникам данного сегмента рынка. Законопроектом не предусмотрена прозрачность отношений госрегулятора и верхушки СРО, как, впрочем, и самого процесса принятия решений в организациях, но зато предусмотрено появление новых мощных бюрократических структур. При передаче СРО части государственных полномочий и функций это приведет к появлению во всех отраслях хозяйства "олигархических структур, сросшихся с чиновничеством, которые и будут рулить экономикой. Таким образом, в конечном итоге мы получим полновесный передел рынка, монопольные, то есть высокие, цены и еще большую, чем сегодня, коррупцию”. Александр Шохин, председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал": “Закон лежит на перекрестке интересов: распределение полномочий между государством и самоорганизованным бизнесом; распределение полномочий между теми организациями, которые соответствуют требованиям закона о СРО и действующими организациям бизнеса. Очень важно, что в законе говорится о праве СРО обжаловать решения государственных органов в суде, отстаивая интересы своих членов. Это серьезный механизм, который меняет систему взаимоотношений между государством и бизнесом. Существующие организации, такие, как ТПП, РСПП, "Деловая Россия", отраслевые организации должны пройти проверку на соответствие требованиям, предъявляемым законом о СРО, и, возможно, многие из них не станут саморегулируемыми организациями. Если не будет единого технологического приема, который был бы прописан в законе о СРО, то это будет лоббистское стремление организаций ухватить те или иные функции государства, стать еще одним министерством между бизнесом и государством. Закон имеет свои недостатки, однако отсутствие закона еще более пагубно отразится на бизнесе. Закон не коррупционный, все минимально необходимые меры защиты бизнеса в законе есть, а кроме того, в него еще есть возможность вносить коррективы”. Борис Титов, председатель организации "Деловая Россия": “Взаимоотношения между саморегулируемыми организациями и государством нуждаются в четком определении. Если порядок передачи функций в руки компаний не будет понятен, то он будет нереализуем. Именно поэтому рассматриваемый законопроект своевременен и необходим. В настоящее время саморегулируемые организации не обладают достаточной правовой базой, что негативно влияет на развитие предпринимательской деятельности. Кроме того, участники рынка опасаются за свою репутацию. Понятия репутации и традиций деловой этики, исходя из которых государство намерено доверить саморегулируемым организациям часть функций по регулированию сфер рынка, действительно появляются в настоящее время. Именно поэтому закон о саморегулируемых организациях может и должен быть принят как можно скорее. Конечно, в этом проекте есть и некоторые недостатки, например, опасность монополизации не прописана в законопроекте”. Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ: ”Закон "О саморегулируемых организациях" будет принят в этом году. Принятие этого закона уже задержалось, первоначально планировалось его принять в прошлом году. Сейчас вопрос состоит в том, будет ли закон о саморегулируемых организациях рамочным, или необходимо создавать специфический закон для каждой отрасли. Сегодня необходимо принять базовый закон о СРО. Базовый закон не сможет отразить специфику всех саморегулируемых организаций, но надо создавать историю. Саморегулируемые организации сейчас являются приоритетом”. Владимир Исаков, вице-президент ТПП РФ: “Принятие закона о саморегулируемых организациях в нынешнем виде было бы преждевременно. Торгово-промышленная палата поддерживает идею саморегулирования, и президент ТПП России Евгений Примаков, еще будучи депутатом Госдумы прошлого созыва, как и другие, подписывал проект, однако поддержка и одобрение обусловливались рядом оговорок об обязательной его доработке. Замечания учтены не были. Сегодня законопроект содержит положения, противоречащие Конституции страны. Так, например, предполагается, что в целом ряде саморегулируемых организаций может быть предусмотрено обязательное вступление в члены СРО. В целом уже существующие СРО не готовы к передаче им государственных полномочий и функций, а их деятельность, особенно в части взаимоотношений государственного регулятора и верхушки СРО, не является сегодня прозрачной. Сам по себе такой закон очень нужен, важно, чтобы он соответствовал истинным нуждам общества и экономики, создавал справедливые и прозрачные условия деятельности СРО. Возможно, имеет смысл сегодня развивать положения о саморегулировании в нынешнем законодательстве, чтобы накопить достаточно опыта и принять потом общий рамочный закон о СРО. В любом случае работу по этой тематике надо продолжать”. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской Газеты" |