15.03.2012  В России планируют узаконить институт лоббизма

   Президент Медведев поручил Минэкономразвития и Министерству юстиции организовать среди представителей социальных групп обсуждение вопроса создания в России института лоббизма. По результатам обсуждений и с учетом опыта других государств, а также рекомендаций международных организаций внести до 1 декабря 2012 года конкретные предложения по формированию института лоббизма в президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции», – говорится в сообщении на сайте Кремля.
   По словам руководителя администрации президента Сергея Иванова, это поручение содержится в Национальном плане по борьбе с коррупцией, подписанном главой государства. «Лоббизм и коррупция – это совершенно разные вещи», – подчеркнул Иванов. По мнению главы администрации, данная мера позволит улучшить инвестиционный климат в стране.
   Лоббизм – это такой институт, который открыто помогает оказывать давление на властные структуры, продвигать интересы частных лиц, корпоративных структур в органах госвласти с целью принятия выгодного для них решения. В качестве примера открытого честного лоббизма небольших групп бизнеса можно привести лоббирование автопроизводителями и автодилерами отмены двойного НДС при продаже подержанных автомобилей. Два года потребовалось комитету автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, чтобы в 2009 году добиться своего.
   Сейчас лоббирование своих интересов ведут частные виноделы юга России с помощью Союза виноградарей и виноделов. В частностиони просят разрешить частным фермерам продавать собственное вино локально в своих магазинах и возить туристов в винодельни. Тут не обошлось без поддержки сильного лоббиста – «Деловой России», председатель которой Борис Титов является и председателем Союза виноградарей и виноделов.
   В США, закон о лоббировании был принят еще в 1946 году. Он установил четкую регламентацию деятельности тех, кто добивается, принимает каким-либо путем или держит в своих руках суммы, которые должны быть использованы как средство достижения определенной цели. Это позволило изменить и отношение к лоббированию, и принципы его осуществления.
   В Соединенных Штатах на одного конгрессмена приходятся сотни работников сектора лоббирования. По занятости населения этот сектор превосходит даже транспорт и общественное питание. Лоббисты зарабатывают миллиарды долларов. «В США есть специализированные компании по лоббированию. В них открыто приходят работать отставные высокопоставленные чиновники, которые понимают, как устроена власть. В США лоббизм – это коммерческая структура», – рассказывает заместитель заведующего кафедрой публичной политики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Шота Какабадзе.
   Сейчас в России лоббизм коррупционный, слабо регулирующийся нормами морали, а закона вообще нет, отмечает эксперт фонда ИНДЕМ Владимир Римский. «Перейти к цивилизованной форме только с помощью закона, на мой взгляд, нереально. Потому что нецивилизованно лоббировать свои интересы выгодно. К примеру, проще по знакомству договориться и получить госзаказ», – рассуждает Римский. Он отмечает, что сами лоббисты не выходят с предложением юридически оформить институт лоббизма.
   «Лоббизм работает в интересах не отдельных групп, а общества в целом только тогда, когда система власти открыта для интересов тех групп, которые широко не представлены в парламенте, законодательном собрании и органах исполнительной власти. Мне кажется, что такой закон сегодня не заработает, потому что точки доступа групп ограничены, туда могут пройти только организованные и влиятельные силы, типа РСПП и «Деловой России». Это крупные монстры, которые и без всякого закона о лоббизме имеют возможность взаимодействовать с властью», – отмечает Шота Какабадзе.
   Владимир Римский полагает, что на данном этапе России нужен не закон, а обсуждение и продвижение разными ассоциациями бизнеса идей публичности и открытости лоббирования общественных интересов в той или иной сфере. «Лоббисты должны выступать не просто как проводники своего интереса, а в определенном смысле и как проводники общественного интереса. Это должно способствовать тому, что и парламент, и правительство будут на их стороне, потому что этого хотят большинство граждан», – говорит Римский, добавляя, что такого понимания в России сейчас нет.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"