08.09.2005  Внешторгбанк предлагает специальные кредитные продукты для малого бизнеса

   В среду, 7 сентября, в гостинице «Балчуг Кемпински» состоялся бизнес-семинар «Малый и средний бизнес в России», в ходе которого старший вице-президент, член правления ЗАО «Внешторгбанк» Сергей Сучков представил программу кредитования малого бизнеса Внешторгбанка. Он сообщил, что эта программа сейчас получает свое дальнейшее развитие в новом, специально созданном дочернем банке «Внешторгбанк розничные услуги», который работает под торговой маркой «Внешторгбанк 24». Основная задача этого розничного банка – работа с населением и предприятиями малого бизнеса.
   Прежде всего В.Сучков остановился на общем уровне развития малого предпринимательства в России. Он отметил, что в РФ действует около 900 тыс. малых предприятий и 4,5 млн индивидуальных предпринимателей, которые вносят свой вклад в ВВП в размере 12%, а количество занятых на этих предприятиях составляет порядка 14% от общей численности экономически активного населения страны. Пока эти цифры значительно меньше, чем в ряде развитых стран, но, по прогнозам экспертов, они будут расти и к 2010 году составят порядка 20% ВВП, а на малых предприятиях будет работать около 27% экономически активного населения России, сообщил С.Сучков.
   Остановившись на проблемах в развитии малого бизнеса, основной из них он назвал недостаточное финансирование этих предприятий. С.Сучков отметил, что на сегодняшний день малому предприятию достаточно сложно получить кредит в банке, российские банки неохотно работают с этим сегментом рынка. Основная причина возникновения подобной ситуации, считает С.Сучков, в том, что в России существует «миф, будто кредитование малого бизнеса является более рискованным, чем среднего или крупного». Это не так, уверен он. Однако на сегодняшний день в силу отсутствия соответствующих технологий и квалифицированного персонала в российских банках такое предубеждение существует, пояснил С.Сучков причину возникновения такого мифа. Кроме того, он назвал еще одну причину, по которой банки не идут в этот сегмент рынка: не все российские банки, особенно региональные, могут позволить себе финансировать малый бизнес на длительные сроки.
   По словам С.Сучкова, проанализировав сложившуюся на российском рынке кредитования малого бизнеса ситуацию и зарубежный опыт в этой сфере, руководство Внешторгбанка выяснило, что работа в этом сегменте рынка является очень перспективной, и было принято решение о реализации программы кредитования малого бизнеса. Помимо стандартных целей, которые преследует любой банк, когда выходит на новый сегмент рынка (увеличение доходности своих операций, расширение клиентской базы), Внешторгбанк преследует и цели общеэкономические: увеличение роли малого бизнеса в экономике России, упрощение доступа малых предприятий к кредитным ресурсам, что будет способствовать увеличению вклада предприятий малого бизнеса в ВВП страны, отметил С.Сучков.
   Он считает, что залогом успеха реализации данной программы Внешторгбанка является стандартизация кредитных процедур. Он уверен, что попытки банков работать с малым бизнесом по стандартным процедурам кредитования обречены на неудачу, так как для этого вида предпринимательства важны оперативность и простота получения кредитов.
   С.Сучков сообщил, что целевой группой реализации программы Внешторгбанка являются предприятия с годовой выручкой, не превышающей 3 млн долларов, и максимальной потребностью в финансировании в 1 млн долларов. Причем банк работает не только с предприятиями, которые имеют достаточно длительную историю бизнеса и кредитную историю, но и с другими компаниями. При этом одним из условий предоставления кредита является наличие опыта ведения бизнеса от 6 месяцев.
   Внешторгбанк предоставляет своим клиентам по данной программе два основных кредитных продукта: микрокредиты (на сумму до 1 млн рублей сроком до 2 лет) и кредиты на развитие бизнеса (на сумму до 1 млн долларов сроком до 3 лет). «Срочность этих ресурсов является весьма привлекательной для малого бизнеса», - уверен С.Сучков. Кроме того, другими преимуществами программы, по его словам, являются минимальные временные затраты на получение кредитов: микрокредит выдается за 3 дня, а кредит на развитие бизнеса – за 10. Причем микрокредиты выдаются по упрощенной технологии: для их получения нужен минимальный пакет документов. Под обеспечение кредита «мы берем практически все», сообщил С.Сучков, причем в рамках дальнейшего развития программы планируется выдавать и необеспеченные кредиты.
   По словам С.Сучкова, программа стартовала в июле 2005 года, сейчас она охватывает практически все федеральные округа РФ, по мере ее дальнейшего развития к концу 2006 года планируется, что по всей России будет действовать около 50 точек продажи этого продукта Внешторгбанка, где также будут заниматься комплексным обслуживанием предприятий малого бизнеса.
   Подводя итог своему выступлению, С.Сучков отметил важность сотрудничества Внешторгбанка с инфраструктурой поддержки малого бизнеса: с Торгово-промышленной палатой РФ, региональной инфраструктурой поддержки малого бизнеса, Российским микрофинансовым центром.
   ИА "Альянс Медиа"