15.03.2012 Эксперты предлагают изменить налогообложение добычи полезных ископаемых Эксперты предлагают правительству постепенно отменять экспортные пошлины на нефть, заменяя их повышенными ставками НДПИ и налогом на чистый доход нефтяных компаний, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. В рамках решения задач структурной перестройки российской экономики необходимо проведение реформы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты полагают авторы стратегии. Действующие пошлины, помимо субсидирования российской нефтепереработки, поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Повышение внутренних цен в результате реформы экспортных пошлин, по мнению экспертов, создаст для субъектов рынка правильные ценовые ориентиры, повысит стимулы к росту энергоэффективности, повышению глубины переработки нефти. Разработчики стратегии признают, что в краткосрочной перспективе это может негативно отразиться на экономическом росте, приведет к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности. "В связи с этим, отмена экспортных пошлин не может быть произведена одномоментно, а должна предполагать определенный переходный период, необходимый для технологической перестройки", - говорится в докладе. На первом этапе реформы предлагается снизить экспортную пошлину на нефть (до уровня, обеспечивающего сохранение приемлемой экономической эффективности нефтепереработки) и отмена экспортной пошлины на нефтепродукты. На втором этапе, по мере модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, экспортная пошлина на нефть должна быть отменена полностью. Выпадающие доходы бюджета от снижения и отмены пошлин предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДПИ на нефть. При этом, определяя дальнейшую судьбу самого налога, правительству придется учитывать "объективное ухудшение условий развития нефтяной отрасли". То есть потребуется дифференциация налоговой нагрузки на добычу нефти с учетом экономической эффективности разработки месторождений. "Такая дифференциация должна осуществляться путем снижения ставки НДПИ для отдельных регионов (неосвоенные регионы с отсутствующей инфраструктурой), континентального шельфа и отдельных категорий месторождений (мелкие и выработанные месторождения). Разработчики стратегии предлагают дополнительно рассмотреть вопрос о возможности перехода к адвалорному НДПИ, налоговой базой которого является стоимость нефти в пункте ее добычи (цена реализации минус расходы на доставку). В этом случае для сохранения прогрессивности налоговой системы предлагается установить зависимость ставки налога от мировой цены на нефть. Для новых месторождений, разработка которых требует повышенных затрат, предлагается разработать налог на дополнительный доход (НДД). "Применение налога на доход целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях должен взиматься по пониженной ставке (например, с понижающим коэффициентом 0,2)", - говорится в документе. Ставка экспортной пошлины на нефть, добываемую по таким проектам, также должна быть значительно снижена или установлена на нулевом уровне. В концепции нет четких рекомендаций по конструкции НДД. Правительству предстоит определить, будет это налог с прогрессивной ставкой, зависящей от уровня доходности проекта, или налог на финансовый результат с единой ставкой, будет он применяться ко всем новым месторождениям, или только к месторождениям на континентальном шельфе, будут ли установлены различные налоговые режимы для месторождений на суше и шельфе, а также установить сроки введения НДД. НДПИ на газ должен стать прогрессивным и дифференцироваться в зависимости от условий добычи и внутренних цен, считают эксперты. В условиях значительного роста цен на газ на внутреннем рынке, на котором реализуется более 70% добываемого газа, целесообразна индексация ставки НДПИ на газ в соответствии с ростом цены на газ на внутреннем рынке, говорится в документе. Прогрессивность, по мнению разработчиков стратегии, может быть обеспечена, за счет введения специальной формулы: предполагается, что с ростом внутренней цены на газ будет повышаться налог, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении (в процентах к цене). Целесообразна также дифференциация ставки НДПИ на газ в зависимости от условий добычи газа и доходности его реализации, считают разработчики стратегии. При этом, если разработка отдельных месторождений при такой системе окажется нерентабельной, для них могут быть установлены льготы. Это относится как к новым месторождениям, так и к тем, которые уже находятся в разработке. Понижающие коэффициенты НДПИ на газ предлагается установить для новых месторождений, расположенных на севере Западной Сибири, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе, а также для месторождений с выработанностью запасов более 80%. В дальнейшем на новых газовых месторождениях целесообразно введение налога на дополнительный доход, который обеспечит автоматическую дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от условий разработки месторождений, говорится в документе. Разработчики стратегии полагают, что в перспективе может быть рассмотрен вопрос о введении прогрессивного налогообложения в других отраслях сырьевого сектора, таких как добыча угля, калия, металлов. Эксперты также предлагают ввести в России налог на углерод, который будут платить предприятия, добывающие и реализующие топливо. "В среднесрочной перспективе может быть рассмотрен вопрос о введении налога на углерод", - говорится в итоговом докладе по "Стратегии 2020". "Плательщиками налога будут организации, добывающие и реализующие ископаемое топливо", - отмечается в документе. Согласно предложениям экспертов, данный налог целесообразно начислять на тонну производимого топлива, применяя расчетные коэффициенты выбросов СО2. Эти коэффициенты зависят от типа и класса топлива. Разработчики стратегии признают, что введение такого налога может привести к росту издержек в экономике в долгосрочном периоде. "С другой стороны, введение налога на углерод позволит бороться, во-первых, с парниковым эффектом и, во-вторых, с выбросами вредных веществ, которые коррелируют с выбросами СО2", - говорится в итоговом докладе. В целом, по мнению экспертов, целесообразно усилить экологическую направленность российской налоговой системы. В частности, предлагается модернизировать систему существующих нормативов воздействия на окружающую среду. Разрешения на выбросы должны выдаваться предприятиям на основе установленных нормативов воздействия, а плата за них должна быть дополнена штрафными платежами за превышение установленных выбросов. Аналогичные меры целесообразно применять к регулированию сбросов в водоемы и размещению вредных отходов, говорится в документе. Существующую систему нормативов предлагается совершенствовать на основе современных методов оценки риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды. Для этого необходимо установить нормативы приемлемого риска для населенных пунктов и промышленных зон и ввести штрафы за нарушение этих нормативов. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |