14.03.2012 Эксперты "Стратегии 2020" предлагают свою реформу пенсионной системы Эксперты, вырабатывающие стратегию социально-экономического развития России до 2020 года ("Стратегия 2020"), предлагают снизить налоги для бизнеса и сбалансировать пенсионную систему за счет мер по отношению к работникам и будущим пенсионерам: увеличить стаж и повысить пенсионный возраст. Эксперты "Стратегии-2020" предлагают постепенное повышение пенсионного возраста в России для обоих полов до 63 лет к 2030 году. "С учетом относительно низкой продолжительности жизни в России предлагается повышение пенсионного возраста до 63 лет, причем, делать это постепенно, по полгода в год для женщин, для мужчин - по три месяца в год, пока не выровняется возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин", - говорится в итоговом докладе "Стратегия 2020". По мнению экспертов, достичь 63-летнего порога выхода на пенсию удастся к 2030 году. Авторы доклада отмечают, что возраст 63 года до недавнего времени был стандартным возрастом выхода на пенсию в развитых странах, однако за последние два года ряд стран повысил пенсионный возраст до 65-68 лет. Разработчики стратегии уверены, что повышение пенсионного возраста может стать главным ответом на такой демографический вызов, как старение населения. "Сохранение в незыблемости границ пенсионного возраста де-факто означает существенное сокращение трудовой жизни", - говорится в докладе. Эксперты отмечают, что в настоящее время около трети пенсионеров продолжают работать и после выхода на пенсию. Сейчас в РФ мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины - в 55. Для предпринимателей предлагается не увеличивать тариф страховых взносов в ПФР и оставить его на уровне 20-22%. Для работников предлагается повышение требований к минимальному стажу. "Максимальный стаж, после которого работник может претендовать на получение трудовой пенсии, предлагается постепенно повышать с 5 до 15-20 лет", - говорится в докладе. Кроме того, эксперты предлагают ввести ежемесячный минимальный фиксированный платеж для самозанятых россиян в размере 20-30 % от платежа, рассчитанного по среднему размеру заработной платы в стране. По мнению экспертов "Стратегии-2020", существующая пенсионная система недостаточно учитывает интересы среднего класса. Средний класс в России сегодня выступает "донором" по отношению к низкооплачиваемым работникам на этапе формирования солидарного пенсионного фонда. "Средний класс оказывается, по сути, исключен из обязательной пенсионной системы. Верхняя граница зарплат, с которых уплачиваются страховые взносы (135% средней заработной платы в 2011 году), установлена на уровне, соответствующем нижним границам зарплат средних классов. Недавние заявления о введении выплат с зарплат выше максимальных не решают данной проблемы, а лишь усугубляют ее, поскольку полученные доходы решено направить на финансирование базовых пенсий", - говорится в докладе экспертной группы. Разработчики "Стратегии" уверены, что пенсионная система должна быть комплексной и учитывать интересы категорий работников с разными доходами. Так, для россиян со средним и высоким доходами должны быть созданы механизмы с опорой на накопительный сегмент. Эксперты предлагают дифференцированный механизм отчислений в солидарную часть пенсии, а также на накопительный счет. "Для этого предлагается расширение налоговой базы за счет повышения порога заработной платы для отчислений взносов в пенсионную систему. Соотношение предельного размера заработной платы к сумме среднего размера заработной платы за год, с которой уплачиваются платежи по стандартной ставке, возрастает с 161 до 230%", - говорится в докладе. Для зарплат, не превышающих 161% от средней за год (соотношение предельного размера заработной платы к сумме среднего размера заработной платы за год), планируется оставить действующий порядок отчислений, когда работодатель направляет 16% в солидарную систему и 6% - на накопительную часть пенсии. Для заработных плат в интервале 161-230% от средней также предлагается сохранить действующий порядок, однако возможно введение дополнительного платежа в накопительную систему, который будет выплачивать сам работник, например, в размере 2%. Для заработных плат свыше 230% от средней с работника взимается платеж в накопительную систему размером 2-5%, а с работодателя не взимаются платежи ни в солидарную, ни в накопительную часть. При этом у работника остается право отказаться от уплаты страховых платежей. Дополнительно для этой группы действует программа софинансирования пенсий. В результате в России планируется появление четырех видов пенсий: социальной - для неработающих, для людей с низким стажем работы в формальном секторе, а также для низкодоходных сотрудников неформального сектора; базовой - для низкодоходных работников формального сектора; комбинированной - для среднедоходных категорий; комбинированно-альтернативной - для высокодоходных категорий. Кроме того, уверены эксперты, в России необходимо продолжить развивать систему добровольных пенсионных накоплений (например, софинасирование пенсий). По подсчетам разработчиков "Стратегии", если все предлагаемые меры буду реализованы, уже в 2020 году бюджет сможет сэкономить почти 1,2 триллиона рублей (1,15% ВВП), а к 2030 - 4,4 триллиона рублей. Пенсионеры в случае предлагаемых реформ смогут рассчитывать на приемлемый уровень размера пенсии. "Соотношение среднегодового размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера будет составлять 3-4 раза, индивидуальный коэффициент замещения при стаже 30-35 лет составит около 35-45%, а с учетом добровольных отчислений - почти 50% от уровня средней заработной платы", - заключают эксперты. Они также предлагают ввести дополнительный "мягкий" пенсионный тариф на рабочие места из списка профессий, имеющих право на досрочную пенсию, а также создать более прозрачный механизм аттестации рабочих мест. "Следует провести мягкое реформирование системы досрочных пенсий с введением и постепенным повышением дополнительного страхового тарифа для работодателей с рабочими местами по Спискам №№ 1 и 2. Одновременно должна заработать простая и понятная система переаттестации рабочих мест с вредными условиями труда", - говорится в докладе. Так называемые списки №№ 1 и 2 для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включают перечни профессий, должностей и специальностей тех, кто занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда соответственно. По мнению авторов "Стратегии 2020", в России в начале 2010 года на получателей досрочных пенсий приходилось 30% новых назначений пенсий; при этом более 73% их получателей, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжили работать. "По данным Росстата, на начало 2010 года под право на досрочную пенсию подпадало 40% занятых в экономике, при этом в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало 29% занятых. Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного вознаграждения за работу в "списочных" производствах, профессиях и регионах, выравнивая их привлекательность на рынке труда", - говорится в документе. Разработчики "Стратегии 2020" предлагают до 2020 года создать систему переаттестации рабочих мест по прозрачной и понятной для всех участников процедуре, а также параллельно ввести "мягкий" дополнительный пенсионный тариф на рабочие места из списка профессий, имеющих право на досрочную пенсию. "Для работодателей внебюджетной сферы предлагается введение дополнительного тарифа в размере 3% для рабочих мест из списка № 1, и в размере 2% для рабочих мест из списка № 2. Это позволит сократить для работодателей стимулы сохранять и даже увеличивать долю рабочих мест по обоим спискам", - уверены эксперты. Введение дополнительных тарифов в размере 2% отчислений в пенсионную систему для работников, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Авторы уверены, что данные меры позволят создать экономические стимулы к оптимизации числа рабочих мест, условия труда на которых дают основания для досрочного пенсионирования. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |