29.11.2006 ИТ–технологии придут на помощь кредитованию МБ в глубинке Проблема расширения доступа российского населения и малого бизнеса к финансово-кредитным услугам стала предметом обсуждения очередного заседания попечительского совета "Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка" (НАУМИР), прошедшего во вторник, 28 ноября, в Совете Федерации. Поводом для обсуждения этой темы стали итоги прошедшего 14 ноября заседания президиума Госсовета РФ, на котором Президент РФ Владимир Путин указал на то, что 60 млн россиян или порядка 40% всего населения РФ фактически не пользуются услугами банков. Доля малого и особенно микробизнеса, формируемого крестьянско-фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, семейными и индивидуальными предприятиями, имеющего доступ к кредитным ресурсам, пока и того меньше – 15-20%. В России более 3 тысяч малых городов, около 2 тысяч муниципальных образований, и каждое нуждается в качественных и доступных финансовых услугах, которыми обеспечена лишь малая часть из них. По мнению заместителя председателя Совета Федерации Михаила Николаева, причина такого положения в том, что банковская система развивается «эгоистично»: банк ставит свои интересы превыше всего, не понимая того, что он прежде всего – кредитная организация, ориентированная на помощь клиенту. Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута предложил разработать концепцию построения всеохватывающей финансово-кредитной инфраструктуры для малого и микробизнеса, а также малообеспеченного населения России. Для этого он предложил четыре взаимодополняющие модели: 1. Упрощение порядка регистрации и деятельности филиалов и иных обособленных подразделений банков, снижение затрат, позволяющее сохранить рентабельность банковской деятельности в меньших по размеру и числу клиентов в населенных пунктах. 2. Развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, включающего в себя инструменты так называемого Branchless banking: управление счетом и доступ к финансовым услугам через мобильные телефоны; управление счетом через Интернет; широкое использование банкоматов. В качестве примера М.Мамута отметил, что сегодня на Филиппинах, где еще 20 лет назад не было банковской сети, рядовой фермер через Интернет может не только получить кредит и управление своим счетом, но и заключать прямые экспортно-импортные контракты. 3. Развитие небанковской финансово-кредитной инфраструктуры, ориентированной на обслуживание малого и микробизнеса и малообеспеченного населения, особенно в сельской местности, выстраивание взаимодействия банков с микрофинансовыми организациями - кредитными кооперативами, фондами и пр. - на принципах партнерства и агентских соглашений. 4. Выстраивание взаимодействия банков с почтовыми и иными организациями нефинансового сектора, располагающими широкой территориальной сетью. В ходе совещания предложенная М.Мамутой концепция была дополнена еще двумя пунктами. М.Николаев предложил более активно развивать сотрудничество с международным сообществом, особенно со странами АТР для обмена опытом по развитию кредитования малообеспеченного населения и МБ. С критикой концепции выступил заместитель председателя рабочего совета НАУМИР, член Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ Александр Молотков. «Предложенные 5 пунктов – не решение, а упрощение вопроса», - подчеркнул он. По его мнению, население России, живущее в глубинке, не готово к освоению таких новшеств, как Интернет и мобильный телефон, однако еще большая проблема состоит в том, что муниципальные власти не готовы к реализации 131-ФЗ, равно как и к тому, что с их стороны необходимо обеспечивать поддержку малого бизнеса и развивать кредитную кооперацию на местах. Поэтому А.Молотков предложил внести в концепцию 6-й пункт о необходимости усиления роли муниципальной власти в развитии кредитной кооперации на территории РФ. С учетом этих замечаний предложенная концепция была утверждена. ИА "Альянс Медиа" |