28.02.2012  ФАС предлагает авторынку новые правила игры

   Федеральная антимонопольная служба провела анализ сложившихся отношений между автодистрибьюторами и дилерскими/сервисными центрами по обслуживанию автомобилей. По итогам анализа, как сообщает пресс-служба ФАС России, установлен ряд нарушений антимонопольного законодательства.
   Так, многие автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров для того чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание. В результате в некоторых регионах, наблюдается дефицит на рынке сервисного обслуживания, что негативно сказывается на качестве услуг и их стоимости.
   Кроме того, дистрибьюторы не устанавливают ясных требований и правил по отбору контрагентов (дилеров), искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений, и, используя это, необоснованно расторгают, отказывают от заключения или пролонгации дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запасных частей авторизованным дилерам. Эти действия, как отмечается в сообщении ФАС, наносят существенный урон действующим на рынке хозяйствующим субъектам.
   Автодистрибьюторы также создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним (недопоставка автомобилей; установление разных условий поставки, в том числе по комплектации автомобилей и режимам поставки; требование дополнительных инвестиций в оборудование, помещения; установление разных условий оплаты).
   Они также ограничивают авторизованные дилерские и сервисные центры в выборе поставщиков оборудования и материалов, необходимых для укомплектования дилерских центров и центров сервисного обслуживания, что приводит к удорожанию такого оборудования и материалов.
   Кроме того, автодистрибьюторы запрещают авторизованным сервисным центрам осуществлять ремонт автомобилей конкурирующих марок, что приводит к ограничению конкуренции на рынках сервисного обслуживания.
   В числе нарушений - необоснованный отказ в заключении договора поставки оригинальных запасных частей и аксессуаров к автомобилям независимым сервисным центрам, что приводит к удорожанию таких запасных частей и аксессуаров.
   Отмечено, что дистрибьюторы поставляют специальное оборудование для технического обслуживания, диагностики автомобилей только авторизованным сервисным центрам, а также устанавливают дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запасных частей и аксессуаров.
   «В результате применения таких практик создается непрозрачная и нездоровая деловая среда, ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, действующих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей, ограничивается конкуренция», - подчеркивается в сообщении ФАС России.
   Поэтому ФАС рассматривает вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автодистрибьютеров и дилеров автомобилей марок ŠKODA, Hyundai, KIA, YUGUAR, Land Rover, Ford, а также запасных частей к автомобилям марок AUDI, ŠKODA, Volkswagen, в связи с чем проводит анализы соответствующих товарных рынков.
   Для уточнения позиции автодистрибьютеров ФАС России проведет совещание с участниками рынка с целью добровольного устранения выявленных признаков нарушений и предотвращения совершения нарушений антимонопольного законодательства.
   ФАС также предлагает установить новые отраслевые правила, суть которых заключается в следующем: - разделение продажи и сервисного обслуживания автомобилей, возможность получения статуса официального дилера по продажам, по сервисному обслуживанию или универсального официального дилера; . - установление четких требований, процедур, сроков при отборе контрагентов (для получения статуса официального дилера), исключающих возможность координации деятельности независимых участников рынка; - введение процедуры аккредитации сервисных центров и предоставления им права осуществлять техническое обслуживание автомобилей, находящихся на гарантии; - обеспечение доступа независимым автосервисам к техническим регламентам, устанавливающим порядки, сроки, нормы при осуществлении технического обслуживания автомобилей, в том числе находящихся на гарантии; к приобретению запасных частей, программного обеспечения и оборудования для технического обслуживания автомобилей конкретных марок хозяйствующим субъектам, не являющимся официальными дилерами.
   ИА "Альянс Медиа"