22.02.2012 Турагентства выступают за регулирование розничного рынка продажи туров Представители турагентств высказались за введение жестких мер регулирования рынка розничной продажи туров в ходе организованного туроператором НТК "Интурист" круглого стола, посвященного совершенствованию закона о туристской деятельности. Директор розничной сети НТК "Интурист" Сергей Толчин считает, что у агентского рынка две главные проблемы - демпинг и "низкий порог входа". "В России от 15 до 17 тысяч турагентств, только в Москве их от четырех до пяти тысяч. Как они все могут работать, когда у нас туристов столько нет. Меньше 200 туристов на агентство получается. Нужно вводить порог входа на рынок - депозит или страхование. Компания по ритуальным услугам или по производству пластиковых окон решает открыть свое турагентство, идет даже не к туроператору, а к посреднику, заключает договор на 12% скидки, 10% из них дает клиенту и начинается беспредел. Лицензирование здесь не поможет. Либо должно быть поручительство туроператора, либо ты имеешь депозит или страхуешь свою ответственность сопоставимо с объемами продаж", - считает он. По мнению Толчина, агентства не должны сами заниматься ценообразованием, объявляя скидки на туры, так как это ведет к снижению качества обслуживания и предлагаемого продукта, а также к риску банкротства агентства. "Ценообразование должно иметь сквозное регулирование. В Европе нет понятия скидки от агентства, можно получить скидку от туроператора, но не агентства. Где-нибудь в Новосибирске клиент заходит в офис с ценой тура, распечатанной из интернета, и со словами даешь 10% скидки или я ухожу. Из-за этого агентства разоряются сотнями, хотя это сравнительно мелкие случаи, о них не пишут. Цены должны регулироваться туроператором", - считает директор сети агентств. По мнению представителей турагентств, введение страхования или депозита позволит отсеять недобросовестные агентства-однодневки, портящие репутацию рынка. Причем таковыми, по их оценке, могут оказаться до 50% действующих турагентств. "Мы все рассказываем туристам, помогаем сделать выбор, а они идут в "подвальное агентство", которое дает большую скидку, работает в черную за комиссию в 700 рублей с тура и не платит налоги. Я не могу работать за 700 рублей и оплачивать хороший офис, квалифицированных менеджеров, да еще и платить при этом налоги. Если работаешь в белую, любой банк даст гарантию, так как ты пропускаешь деньги через свой счет. Я вообще против нала в туризме", - отметил директор агентства ST Club Company Олег Виноградов. Минспорттуризма в поправках в закон о туристской деятельности, прошедших первое чтение в Госдуме прошлого созыва, предложил свой способ регулирования агентского рынка - поправку о работе турагентств только от имени и поручению туроператоров. Однако эта мера вызывала резкое сопротивление участников рынка. "Если ввести работу только от имени и по поручению - наступит хаос как минимум на полгода. Имея тысячи агентств, мы должны будем со всеми перезаключать договора. Цель этого предложения - не в желании отрегулировать отрасль, а назначить крайнего, если что-то произойдет. Туроператоры не обладают возможностью оценить деятельность тысяч агентств в дальних регионах. Либо мы должны будем жестко отрезать как минимум 40% агентств. Я против такого регулирования. Пусть отсеются те, кто не может работать нормально сами", - заявил генеральный директор НТК "Интурист" Виктор Тополкараев. По его мнению, введение поправки приведет к тому, что большая часть агентского бизнеса просто уйдет в тень. Генеральный директор СП "Интурист" (совместного предприятия туроператора "Интурист" и европейской компании Thomas Cook) Томас Хон отметил, что в европейских странах турагентство нельзя открыть, не получив лицензию. Такая лицензия, в свою очередь, выдается, если у турагентства есть страховка, которую нужно подтверждать каждый год. Туроператоры не имеют право продавать туры через агентства, не имеющие лицензий. Турагентства-участники сети ТБГ "Туристические бренды", объединяющей более 180 компаний, также выступили за обязательное страхование деятельности турагентств по аналогии с туроператорами. Среди других предложений сети - обязательное страхование каждого продаваемого тура, повышение фингарантий туроператоров, контроль финансовой устойчивости туроператоров специальным надзорным органом. В поддержку этих предложений высказались в интернете более 500 представителей российских турагентств. Поправки в закон о туристской деятельности были разработаны и поданы в Госдуму после банкротства компании "Капитал Тур" в ноябре 2010 года, от которого пострадали более восьми тысяч туристов. В документе, в частности, предлагается снизить размер фингарантий для операторов, занимающихся въездным туризмом, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей, запретить агентствам продавать турпутевки от своего имени, сделать ежегодный аудит обязательным для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год, повысить размер финансовых гарантий для таких компаний, ввести электронную турпутевку. Поправки прошли первое чтение, но не прошли второе, так как вызвали серьезные нарекания представителей туристического бизнеса. Тема ужесточения законодательства в сфере туризма вновь стала актуальной после приостановки деятельности туроператора "Ланта-тур" 27 января 2011 года. Участники рынка ведут активные обсуждения поправок в закон с учетом этих событий. Госдумой нового созыва они будут рассматриваться во втором чтении 22 марта. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |