21.02.2012  Реформа техосмотра не избавила автовладельцев от очередей и коррупции

   Вступивший в силу с этого года новый закон о техосмотре собираются менять: в Госдуму поступили уже два законопроекта с поправками. Новый закон старые проблемы не решил, но зато создал дополнительные: одни автовладельцы вынуждены возить исправные машины на техосмотр на эвакуаторе, другие – ездить с недозаполненным талоном, который не позволит рассчитывать на возмещение по ОСАГО в случае аварии.
   Требуемое число пунктов техосмотра по закону определено в 10 тыс. Но, по данным Российского союза автостраховщиков, который занимается аккредитацией операторов техосмотра, к 2039 организациям, которые проводили техосмотр совместно с ГИБДД и получили аккредитацию автоматически, пока что добавилось менее 300 новых операторов, и на рассмотрении находятся лишь несколько десятков заявок.
   Несмотря на то, что регламентное время осмотра легкового автомобиля сократили с 41 минуты до 30, число выдаваемых талонов на пунктах техосмотра уменьшилось до 17–30 в день, хотя «при ментах по сто было», признаются на интернет-форуме сотрудники фирм-операторов.
   При этом многие фирмы не могут работать на полную мощность из-за нехватки персонала, так как, согласно постановлению Министерства промышленности и торговли, проводить техосмотр могут только работники с профильным высшим или средним специальным образованием, прошедшие курсы повышения квалификации и имеющие трехлетний опыт диагностики транспортных средств.
   Предприниматели утверждают, что, исходя из существующих расценок на техосмотр, могут предложить лишь такую зарплату, при упоминании которой специалисты требуемой квалификации «крутят пальцем у виска».
   Огромные очереди не позволили пройти техосмотр многим из тех автовладельцев, кто согласился на так называемое «ускоренное получение талона», предлагаемое одним из крупных страховщиков. Закон не позволяет оформлять ОСАГО, если талон техосмотра отсутствует или срок его действия истекает менее чем через полгода. Страховщик нашел выход и стал продавать автовладельцам полисы ОСАГО вместе с недозаполненными талонами, на которых отсутствует подпись эксперта. Одновременно с автолюбителя брали обязательство пройти техосмотр и получить недостающую подпись.
   В противном случае страховщик оставляет за собой право не покрывать ущерб от аварии, совершенной по вине этого водителя. В результате заплативший за ОСАГО 4–6 тыс. рублей (средний тариф при страховке на год) фактически оказывается незастрахованным, а этот платеж – лишь дополнительным налогом с водителя за возможность ездить.
   Закон обязывает оператора техосмотра компенсировать ущерб от аварии, которая произошла из-за неисправности автомобиля, прошедшего техосмотр у этого оператора. Однако эта норма закона не действует: доказать, что неисправность была во время техосмотра, а не возникла позже, невозможно. Тем более что при некоторых неисправностях (не работают тормоза, не горят фары в темное время суток) ездить на автомобиле запрещают Правила дорожного движения, и машину с негорящими фарами могут остановить и отправить на штрафстоянку на любом посту ГИБДД.
   Техосмотр нужно отменить, а ответственность за техническое состояние автомобиля переложить на его хозяина, призывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, нужно ужесточить наказание для тех, кто совершил аварию из-за неисправного автомобиля. Если же аварии нет, то нет и повода придираться к водителю.
   Еще с прошлой осени в Госдуме находится законопроект депутата-коммуниста Сергея Штогрина об отмене техосмотра для автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Но гораздо более вероятно принятие другого законопроекта, который на минувшей неделе внесли единороссы Наталья Бурыкина и Владислав Резник. Их законопроект отменяет норму о том, что продавать полис ОСАГО можно только при наличии талона техосмотра со сроком действия не менее полугода. Более того, застраховать машину можно будет и при отсутствии талона техосмотра. Но только на 15 дней с обязательством за этот срок пройти техосмотр.
   Одновременно сотрудникам ГИБДД вернут право проверять наличие талона техосмотра. С 1 января нынешнего года их этого права лишили. Предлагается же приравнять отсутствие талона техосмотра к отсутствию полиса ОСАГО и наказывать за это штрафом от 500 до 800 рублей и запретом на эксплуатацию автомобиля до тех пор, пока техосмотр не будет пройден.
   Если законопроект примут, реформа техосмотра вернется к тому же, с чего начиналась: очереди, коррупция и «никчемная бумажка», по выражению президента Медведева. С добавлением лишь нескольких сотен мест, где эту бумажку можно получить, и прекращением проверки автомобилей по базе «Розыск», как было, когда техосмотр проходил в ГИБДД.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"