20.02.2012 В. Малькевич: выставочный бизнес – ставка на качество Затяжной финансово-экономический кризис, из которого не может выбраться мировая экономика, сильно повлиял на конгрессную и выставочную активность. Основные тенденции развития этой сферы, а также стоящие перед ней проблемы постоянно держит в центре внимания Торгово-промышленная палата России, которую возглавляет Сергей Катырин. О том, что происходит в области выставок и делового туризма, корреспондент ТПП-Информ беседует с генеральным директором ЦВК «Экспоцентр» Владиславом Малькевичем. Экономика вообще, а в период развития кризисных явлений – в особенности, имеет линейную зависимость с выставочной деятельностью практически по всем основным направлениям, считает он. В начале 2011 года многие экономисты рассчитывали на рост во всех регионах мира. К концу года ситуация изменилась, перспективы стали весьма неопределенными. Теперь в высказываниях экспертов превалируют негативные оценки. В докладе Комиссии финансовых экспертов ООН лауреат Нобелевской премии, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц, говоря о мировом финансовом рынке, ограничился один словом – «хаос». Он утверждает, что финансовая система, сложившаяся в последние десятилетия XX века, превратилась из инструмента обслуживания сферы производства и перераспределения финансовых потоков в интересах экономики в ее хозяйку и источник собственного обогащения. Сегодня правит бал финансовый капитал, считает Владислав Малькевич. Именно это тормозит развитие современной экономики. Прогнозы экспертов на 2011 год не оправдались. По данным Федерального статистического бюро Германии, темпы роста экономики в этой стране в четвертом квартале 2011 года сократились на 0,25%, хотя в целом за год составили 3%. Разочаровали новогодние каникулы и туроператоров. Спрос на поездки, в том числе и на деловой туризм, упал от 10 до 50% в зависимости от направления. – И это сильно отразилось на конгрессно-выставочной деятельности? – В мировом выставочном бизнесе неустойчивая ситуация затянулась. Но, несмотря на кризисные годы, мировой выставочный бизнес не стоял на месте. На фоне общего сокращения проданных выставочных площадей операторы перенесли акценты на качество и расширение спектра предоставляемых услуг. Продолжала развиваться и конгрессная составляющая. Сегодня нет заслуживающего внимания выставочного проекта без насыщенной деловой программы. Мало того, именно сопровождающие выставку конгрессы, конференции и деловой туризм служат важнейшим привлекательным фактором для смотра в целом и приобретают событийное значение. Они становятся тем, что теперь называется «event», или по-русски – «событие». Подразумевается, что все услуги предоставляются в пакете и полностью покрывают запросы участника. Наши зарубежные партнеры уже активно работают в этом направлении, а нам, как обычно, предстоит их догонять. – А какая ситуация сложилась на конец 2011 года? – По предварительным данным общая выставочная площадь в целом еще не достигла уровня 2008 года, серьезно уменьшилось число российских и зарубежных экспонентов и, самое главное, резко сократилось количество посетителей. Пока трудно представить, что в 2012 году произойдет их существенный рост. В России требуется модернизация экономики, обновление основных фондов предприятий, создание новых мощностей. И здесь роль выставок как проводников всего нового, что есть в мире, очень велика. Многое будет зависеть от цен на энергоносители и от состояния мировой экономики. Выставочная отрасль может избежать спада, если не подведет Европа – важнейший поставщик экспонентов на наш рынок. – Россия вступила в ВТО. Как это скажется на конгрессно-выставочной деятельности? – Присоединение к ВТО может дать положительный эффект с точки зрения экономических выгод. Это окажет стимулирующее влияние и на выставочно-конгрессную деятельность, причем она может стать основным проводником на новые рынки для российских компаний. Еще одним завоеванием 2011 года стало создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Теперь мы будем работать в общем экономическом пространстве в условиях свободного перемещения капиталов, рабочей силы и услуг, что также будет способствовать развитию выставочного бизнеса. Что касается «Экспоцентра», то объем доходов от выставочно-конгрессной деятельности в 2011 году по сравнению с прошлым годом вырос на 21%, а по сравнению с рекордным 2008 годом – на 11%. Если говорить о крупных выставках, то доля «Экспоцентра» и по количеству смотров, и по площади превышает одну треть. С точки зрения финансовых результатов, последствия кризиса в «Экспоцентре», можно сказать, преодолены. Однако многое еще нам предстоит сделать. Значительно – на 15% – сократилось количество посетителей, и мы рассматриваем эту проблему в качестве основной, требующей осмысления и решения в 2012 году. Не достигнут еще уровень 2008 года и по количеству экспонентов. Мы имеем сегодня 7-процентное падение. – Что вы ожидаете от 2012 года? – В 2012 году нам придется решать четыре главные проблемы. Первое – это преодоление тенденции к сокращению числа посетителей выставок, в первую очередь специалистов. Здесь приоритет должен быть отдан использованию самых современных способов индивидуальной работы с посетителями, включая социальные сети. Надо также переломить тенденцию к сокращению числа иностранных участников. В 2011 году их количество увеличилось, но их все еще на 11% меньше, чем в 2008 году. Располагая актуализированной базой данных, необходимо усилить адресную работу, не отдавая ее на откуп коллективным организаторам, развивать осмысленную рекламную деятельность, активизировать работу с зарубежными ассоциациями и объединениями производителей и экспортеров. Третье – надо сосредоточиться на организации самостоятельной конгрессной деятельности. В этой связи мы планируем открыть к концу этого года новый конференц-зал на 800 человек. И, наконец, надо всемерно совершенствовать качество предоставляемых участникам и посетителям услуг. Сегодня ценовая конкуренция, на наш взгляд, уже не является определяющей. Успех любого выставочного или конгрессного события зависит от способности организатора соответствовать требованиям времени. Именно такую идеологию мы закладываем в проект строительства нового выставочно-конгрессного центра «Экспоцентр-Внуково» в непосредственной близости от аэропорта. ИА "Альянс Медиа" по материалам ТПП-информ |