16.02.2012 Тюменская область: проблемы отельного бизнеса В минувшем году в Тюмени открылись новые четырехзвездочные отели, скоро планируется запустить гостиничный комплекс известной международной сети, тогда как еще недавно отелей было недостаточно. Как развивается ситуация на рынке гостиничных услуг Тюмени, с какими проблемами сталкиваются тюменские отельеры? Чуть более года назад в городе катастрофически не хватало качественных четырехзвездочных отелей. Эти услуги оказывали только Отель «Тюмень» и «Президент-Отель». Именно они задали высокую ценовую планку за одноместный номер — от 6 тысяч рублей в сутки. Затем появились «Евразия» на 87 номеров, «Ремезов» на 108 номеров, Green House на 42 места. Однако все еще не было отеля уровня 4*, предлагающего качественные услуги по приемлемым ценам. Эту нишу занял открывшийся в конце минувшего года отель международной сети Best Western «Спасская» на 84 номера, где цена за одноместный номер начинается от 3800 рублей. В конкурентной борьбе не отставали и трехзвездочные гостиницы. Так, в позапрошлом году были реконструированы гостиница «Нефтяник» (162 номера), «Восток» (385 номеров), в данный момент строится вторая очередь Отеля «Тюмень». Получили развитие и сети домашних гостиниц, сдающих квартиры в посуточную аренду. По словам коммерческого директора Отеля «Ремезов» Михаила Чуева, за последние два года сфера гостеприимства Тюмени совершила в своем развитии практически «квантовый скачок». На предстоящие годы планы еще более впечатляющие. В 2013 году на пересечении улиц Максима Горького и 50 лет Октября компания ARSIB Holding Group планирует открыть комплекс «Максим», на базе которого разместится отель международной сети Accor. На улице Челюскинцев застолбила участок для строительства отеля итальянская компания Domina Hotel & Resort. Остается надеяться, что вторая волна кризиса не «заморозит» эти планы, как это случилось с проектами строительства отелей Radisson SAS и Marriott в 2008 году. Приход международных сетей положительно повлияет на имидж региона и качество оказываемых услуг, ведь сети придерживаются определенных стандартов. Представители тюменских отелей единодушно заявляют, что не боятся конкуренции. Так, генеральный менеджер отеля Best Western Plus «Спасская» Дмитрий Карпов отмечает: «Мы будем только рады, если Тюмень станет развиваться в этом направлении. Регион сможет принимать значимые мероприятия, а для отельеров это будет хорошим стимулом для развития уровня сервиса. В итоге гости города будут только в выигрыше». По мнению Михаила Чуева, приход сетей полезен для тюменских отельеров: он заставит их повышать сервис, становиться гибче и конкурентоспособнее, вводить инновационные услуги. «Появление любого нового игрока на гостиничном рынке лично мне прибавляет драйва, – говорит Чуев. – Это дополнительная возможность показать, чего ты стоишь и победить в насыщенной конкурентной борьбе, да еще и с международной сетью». Как добавил еще один из участников рынка, бояться прихода новых игроков не стоит, ведь у каждой гостиницы свой клиент, своя ниша. Много отелей — это, безусловно, благо для горожан и туристов, но так ли необходимо городу с 600-тысячным населением столько гостиниц? Ведь зачастую действующие стоят незаполненными. По данным исследования гостиничного рынка, проведенного компанией «Лекс», в 2008 году заполняемость гостиниц в Тюмени была на уровне 50-60% (в зависимости от уровня гостиницы), в 2009-2010 годах, по свидетельствам участников рынка, она упала до уровня 30-35%. Тюменьстат показывает более радужные цифры (с учетом санаториев и турбаз): средний коэффициент загрузки КСР в 2009 году составлял 48%, в 2010-м — 44%. Дмитрий Карпов отмечает: «Ситуация с низкой наполняемостью типична не только для Тюмени, но и других городов страны, ведь нередко цены на отдых в пределах России значительно выше, чем за границей». По мнению Чуева, дело в том, что у нас нет туристических зацепок: «Море у нас, к сожалению, не разлилось, столицей шопинга Тюмень также не является и в плане памятных мест заметно проигрывает наплыву туристов в Тобольск». Самым тяжелым является летний период, когда иссякает поток деловых туристов. Отельеры борются с низкой наполняемостью различными способами: сезонными акциями, специальными тарифами, выстраивают отношения с корпоративным бизнесом, который обеспечивает приличную единовременную загрузку. Однако, по словам одного из участников рынка, такие меры не могут кардинально повлиять на ситуацию. Отельерам остается только смириться с низкой прибылью или даже убытками в низкий сезон. Возможно, привлечь клиентов в тюменские отели помогут новые объекты, сами по себе генерирующие турпотоки. Например, экспоцентр международного уровня, крупный торговый центр площадью около 100 тыс. кв. метров. Одним из сложных вопросов в гостеприимстве остается кадровый. Дело даже не в том, что не хватает выпускников вузов в сфере гостиничного сервиса, их как раз сегодня достаточно. Однако в большинстве своем они вооружены только теорией, отмечает Михаил Чуев. Многие не знают иностранного языка, тогда как это требование стало практически обязательным в хороших отелях. Топ-менеджеры также сетуют на необоснованно повышенные требования свежеиспеченных специалистов к заработной плате. К тому же постоянная работа с людьми требует терпения, доброжелательности, коммуникабельности — не всем это под силу. Так что в основном отельеры выращивают себе персонал самостоятельно. Как рассказывают руководители «Спасской», когда они набирали сотрудников в новый отель, как топ-менеджмент, так и линейный персонал пришлось нанимать из других сфер, ориентируясь больше на личные качества, чем на опыт работы. Дмитрий Карпов говорит, что в регионе нет хорошей базы для прохождения практики, во время которой специалисты получали бы достаточный опыт работы. «Нет тренинговых гостиниц, баз или центров», – отмечает он. Очевидно, что в связи с вводом новых отелей следует ожидать ужесточения конкурентной борьбы. Гостиницам придется повышать качество имеющихся и расширять спектр существующих услуг. Дмитрий Карпов прогнозирует, что в 2012 году рынок подрастет незначительно, при этом средняя загрузка останется на уровне прошлого года за счет прихода новых игроков. При высокой заполненности рынка остается незанятой ниша отеля при аэропорте. Большие перспективы также имеет строительство качественного, демократичного в ценовом отношении 2-3* отеля для гостей, оплачивающих свою поездку самостоятельно, а не из корпоративного бюджета, считает Михаил Чуев. «В последнее время большое развитие получили так называется «квартиры посуточно», где как раз и останавливаются потенциальные клиенты несуществующего в Тюмени отеля», – отмечает он. В связи с большим процентом туристов, приезжающих с рекреационными целями, перспективным является строительство SPA-отеля и небольших загородных отелей, расположенных в природной зоне, недалеко от водных объектов, ориентированных на самих тюменцев. Комментарий управляющего партнера компании "Iknow!" Антона Макарова: "По моим оценкам, тюменский рынок гостиничных услуг на начало 2012 года перенасыщен предложением. Особенно это касается сегмента 4*. Спрос, существующий на рынке, не позволяет всем участникам работать в плюс. Пускай отельеры не раскрывают своих цифр по загрузке, я сильно сомневаюсь, что в сегменте 4 эта цифра выше 50%. И это при том, что нормой для успешной окупаемости проекта является 60%. Отели в сегменте 3, а в Тюмени это, прежде всего, «Нефтяник» и «Восток», по части загрузки чувствуют себя несколько лучше. Конкуренция в этом сегменте ниже. Главной проблемой этих отелей является борьба с негативным шлейфом, тянущимся за отелями из прошлого. Перспективы рынка в 2012 году полностью зависят от деловой активности, поскольку именно деловой туризм является основным, можно сказать единственным, источником трафика для гостиниц". Сообщает ИА "Вслух.ру". ИА "Альянс Медиа" |