18.07.2007  Кто в ответе за подготовку кадров для малого инновационного бизнеса?

   18 июля в здании РСПП прошла пресс-конференция, посвященная III Всероссийскому форуму руководителей образовательных учреждений, который пройдет 20-22 ноября 2007 года в Международном выставочном центре «Крокус–Экспо». Основными темами для обсуждения на форуме будут актуальные вопросы взаимодействия образовательного, научного и бизнес-сообщества.
   Целью проведения форума является содействие образовательным учреждениям по вопросам интеграции образовательных учреждений, науки и фондов венчурного инвестирования, с целью продвижения на рынок инновационных разработок; построения инфраструктуры взаимодействия работодателей и образовательных учреждений с целью обеспечения экономики России квалифицированными кадрами. На обсуждении этих проблем сосредоточили внимание участники конференции.
   Начальник управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Петр Анисимов отметил, что на сегодняшний день формируется более широкое взаимодействие образовательных учреждений и науки с реальным сектором экономики, той бизнес-среды, которая нуждается в кадрах и обеспечивает их адаптацию к жизни. «Разрыв между образованием и экономикой наконец-то преодолен», - заявил он.
   П. Анисимов аргументировал свое заявление тем, что идет активная работа по привлечению бизнеса к формированию содержания образовательных программ и создания условий для стажировки преподавателей в бизнес-среде, кроме того бизнес активно привлекается к качественной оценке подготовки специалистов в вузах и финансирует отдельные учебные учреждения. И поскольку государство также вкладывает значительные средства в образование, то диалог бизнеса и учебных учреждений идет в режиме равноценного сотрудничества.
   По словам П. Анисимова, многим учебным заведениям за последние годы удалось реализовать совместные проекты, которые дали первые положительные результаты в структуре подготовки кадров – молодежь все больше отдает предпочтение техническим специальностям. Кроме того, увеличился вклад крупных компаний в поддержку инновационных вузов. По конкурсной процедуре отобрано 57 инновационных вузов и 76 начальных и средних образовательных учреждения, которым будет оказана финансовая поддержка в виде государственных субсидий при софинансировании со стороны реального бизнеса.
   Ответственный секретарь рабочей группы РСПП по реформированию образования Михаил Лукьянчук напомнил, что на сегодняшний день из 50-100 инновационных проектов только один формируется вузами. В мире иная картина: в США учебные заведения являются основным источником инновационных проектов.
   «При этом те российские вузы, которые признаны инновационными, пока предпочитают развивать науку по академическому пути. Но важно найти прикладное значение разработок. Это положительно влияет не только на экономику вуза, но и всего региона, где находится этот вуз», - убежден М. Лукьянчук.
   Он считает, что поправить ситуацию можно только за счет создания бизнес-инкубаторов при ведущих вузах, которые будут активно сотрудничать с 5-10 венчурными фондами в рамках программы развития инновационных проектов. «Особенно важно, чтобы такой подход распространялся на инновационные вузы, которым были выделены огромные государственные деньги. И если этого не будет, то не стоит надеяться, что когда-нибудь мы откажемся от сырьевой экономики в пользу технологической», - уверен М. Лукьянчук.
   Председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, ректор Академии труда и социальных отношений Алексей Шулус считает, что социальная ответственность бизнеса в первую очередь проявляется в отношении к человеческому капиталу. «Социальная ответственность бизнеса в том, как он относится к человеку труда и в первую очередь к процессу его воспроизводства, т. е. к вопросу повышения квалификации работника. И только тот бизнес, который заботится о росте потенциала своего работника может считаться социально ответственным», - считает представитель ТПП РФ.
   Он пояснил, что главной задачей комитета ТПП является содействие интеграции именно социально ответственного бизнеса и инновационных вузов. Эта проблема очень актуальна, поскольку не решен важный социальный вопрос – как привести в соответствие с реальными потребностями экономики образовательные программы в вузах. А. Шулус считает, что "необходимо обеспечить миллионы горизонтальных связей между вузами и конкретными предприятиями, чтобы в рамках этой глобальной проблемы решить проблему первого рабочего места для выпускника".
   Среди конкретных механизмов для решения этой проблемы он назвал организацию практики для студентов на предприятиях, участие бизнеса в корректировке и разработке учебных планов для специальных дисциплин, участие представителей бизнеса в государственных аттестационных комиссиях при защите дипломных работ, введение в попечительские советы вузов крупных бизнесменов, создание бизнес-инкубаторов при вузах.
   А. Шулус считает, что неправильно винить только вузы в том, что пока у них мало инновационных проектов. «Проблема у нас не в мозгах, а в условиях, которые вынуждают самых перспективных покидать страну. Не стоит забывать о грабительских процентах в наших банках и о том, что бизнес пока предпочитает вкладывать средства в торговлю, а не в более рискованные инновационные проекты», - отметил А. Шулус.
   Он убежден, что наука должна коммерциализироваться, и для этого нужны менеджеры. Но главное, что к этой проблеме должны повернуться лицом государство, бизнес и банковское сообщество. «Именно в этих институтах нужно искать рычаги взаимодействия», - уверен представитель ТПП.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», как обеспечить процесс подготовки кадров для малого инновационного бизнеса, М. Лукьянчук ответил, что предпринимательские навыки должны развивать в любом учебном заведении. «Это очень важно. Общеизвестно, что успешных предпринимателей получается всего 1-2% , но возможность попробовать свои силы должен каждый», - убежден он.
   М. Лукьянчук заключил, что в России «этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы». При этом он считает, что нужно не искать виноватых, а «создавать систему мотивации сообща».
   П. Анисимов пояснил, что на сегодняшний день основы обучения предпринимательской деятельности активно внедряются в общеобразовательные программы как первые шаги ознакомления с бизнес-атмосферой. «Нельзя забывать, что у нас в обществе предпринимательская деятельность воспринимается достаточно специфически. Поэтому со школьной скамьи важно формировать правильное восприятие предпринимательской деятельности. Если говорить о вузах, то у нас достаточно много адаптированных к российской действительности обучающих программ. Наша система образования, в том числе и бизнес-образования, должна быть адаптирована к реалиям нашей, российской экономики. У нас нет другого бизнеса и другого образования. И давайте делать так, чтобы наш бизнес и наше образование стали еще лучше», - заявил представитель Федерального агентства по образованию.
   А. Шулус напомнил, что «малый бизнес является крупнейшим работодателем, производителем и инноватором». «Это азбучные истины, но мало кто помнит, что он не только выполняет важнейшую роль в экономике, но и во всем мире находится в наихудших условиях хозяйствования. Поэтому лучшие кадры идут служить в крупные корпорации. Крупные кредиты и лоббистскую поддержку получают крупные игроки. А наезды криминальные получает малый бизнес. Налицо объективное противоречие между суперважными социальными функциями и плохими условиями хозяйствования», - заключил представитель ТПП РФ.
   Выход он видит только один – в создании системы поддержки малого бизнеса со стороны государства, институтов гражданского общества, крупных корпораций. Государственная поддержка должна быть финансовой, образовательной и информационной. «Если говорить об обучении, то не довузовское и вузовское образование, а весь сегмент дополнительного профессионального образования нужно поворачивать в сторону малого бизнеса», - уверен А. Шулус.
   Он считает, что при этом очень важна интеграционная поддержка малого бизнеса со стороны крупных корпораций в виде венчурного финансирования, франчайзинга, субподряда, лизинга.
   ИА "Альянс Медиа"