17.05.2007  Приход МБ в промышленность тормозит отсутствие инфраструктуры

   В рамках VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления в ВТО» в ТПП РФ состоялось заседание секции «Малый и средний бизнес в модернизации и повышении конкурентоспособности российской промышленности на пороге вступления в ВТО»
   Глава ОПОРы РОССИИ Сергей Борисов в своем выступлении отметил, что задача обсуждения на даннй секции - выработка возможных путей «смягчения участи отечественных малых предприятий, которые столкнутся с некоторым дискомфортом в связи с вступлением России в ВТО». Для сравнения: в Китае и Индии, уже вступивших в эту организацию, доля потерь на рынке малых предприятий составила до 40%.
   Правительство, по словам С.Борисова, предпринимает сейчас усилия по гармонизации таможенных правил, расширению доступа товаров и услуг иностранных компаний на российский рынок, совершенствует конкурентную политику и законодательство в области интеллектуальной собственности.
   «Я считаю, что вступление в ВТО - абсолютно объективный процесс, и если Россия хочет быть конкурентоспособной не только в областях, не связанных с сырьем, но и в других областях экономики, связанных с высокой интеллектуальной составляющей, она должна сделать всё возможное, чтобы процесс вступления страны в ВТО был для малого бизнеса наименее болезненным» - сказал С.Борисов.
   Он сообщил, что согласно результатам опросов предпринимателей, наибольшие опасения процесс вступления в ВТО вызывает у предпринимателей аграрного сектора. Куда меньше проблем видят в этом хлебопеки и рестораторы, рассчитывая на свой высокий профессиональный уровень. Что же касается высокотехнологичных компаний, они расценивают процесс вступления как позитивный, открывающий им широкое поле возможностей для равного конкурирования с иностранными производителями, сообщил президент ОПОРЫ.
   Однако, заметил С.Борисов, каковы бы ни были ожидания, объективным фактом остается неразвитость российского производственного сектора, который сегодня составляет лишь 13% от общего числа юридических лиц сферы малого предпринимательства. "Так или иначе, процесс вступления в ВТО может в наибольшей степени ударить как раз по крупному бизнесу, который исторически замкнут и архаичен, предпочитает «делать всё сам»", - сказал глава ОПОРЫ. В равной степени опасения могут касаться и отраслевой структуры российского малого бизнеса, выглядящей, по сравнению с западной, примитивно, исключая, пожалуй, торговый сектор, тем более что и без ВТО, заметил С.Борисов, наблюдается соревнование крупных городов в том, "кто быстрее уберет ларьки", забывая о социальной составляющей малого бизнеса.
   «Главный вызов ВТО – это наша конкурентоспособность: вопросом является, сможет ли Россия ответить мировой экономике в области технологий и модернизации промышленности», – сказал С.Борисов.
   По его словам, в настоящее время ОПОРА РОССИИ осуществляет большой проект совместно с ИА «Росбалт», исследуя тенденции в области интеграции МП с крупным бизнесом, выявляя сложности такой интеграции. Наблюдательный совет проекта возглавляет вице-премьер РФ Александр Жуков. Мониторинг, по словам С.Борисова, проводится в таких отраслях экономики, как автомобилестроение, химическая, пищевая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии. Исследование, по мнению главы ОПОРЫ, вплотную приближает создание в стране кластерной сети.
   Строение кластера традиционно – существует якорное предприятие, вокруг которого создается среда малых предприятий, там же присутствуют учреждения науки и образования, финансовые институты.
   Ключевым фактором для создания кластеров в России С.Борисов считает создание инфраструктуры. Необходимо также, по его словам, понимание роли кластеров и малых предприятий в них со стороны крупного бизнеса, предпочитающего сегодня скорее «кормить с руки» дочерние предприятия, чем использовать преимущества рынка, создавая разомкнутый и гибкий цикл производства.
   «Между тем президент на совещании в Волгограде совершенно четко сориентировал представителей власти на необходимость опоры на систему поставщиков и разработчиков, международные связи и глобальный аутсорсинг», - подчеркнул С.Борисов.
   По его словам, на сегодня проекты промышленных парков в Архангельской и Московской областях столкнулись не только с дефицитом финансовых инструментов и человеческого потенциала, но и с отсутствием мотивации у региональных властей. Не стимулирует создание промышленных парков и налоговая система. Благодаря усилиям МЭРТ, надеется С.Борисов, удастся за три года создать по всей стране более пятисот бизнес-инкубаторов, но дальнейшее развитие малого предпринимательства остается под вопросом. Совершенно необходимым является включение МП в общую технологическую цепочку. Изрядно затрудняет конвергенцию МП с крупным бизнесом неразбериха, связанная с реформой МСУ, где МП являются заложниками продажи собственности.
   «Административная реформа не дошла еще до самого низа» – отметил С.Борисов.
   Участие в судьбе малых предприятий министерств и ведомств пока носит совершенно бессистемный характер и требует координации.
   Наконец, считает глава ОПОРЫ, в России низка предпринимательская активность населения. По его словам, еще свежи в сознании общества стереотипы, что предприниматель является спекулянтом, у тех же, кто уже попробовал себя в бизнесе, зачастую оказываются «отбитыми» на столкновениях с властями и криминалом руки. "России нужна система поощрения предпринимательства, обширные просветительские программы, формирующие положительный образ предпринимателя", - заключил С.Борисов.
   Рассказывая о методах наилучшей реализации кластерной политики, партнер компании «Бауман Инновейшн» Алексей Праздничных отметил, что Россия по уровню производительности экономики отстает от других стран, в то время как именно фактор производительности является фундаментальным в определении конкурентоспособности. Более высокая производительность экономики помогает сохранить занятость и в малом бизнесе. В реализации кластерной политики ключевая роль, считает А.Праздничных, принадлежит региональным администрациям.
   Убедительным примером слабости региональной кластерной политики является, по его мнению, Санкт-Петербург, который уже живет в системе конкурентной интеграции, теряя при этом конкурентные преимущества: уровень зарплат в городе ощутимо выше, чем у конкурентов, а уровень экономического и инфраструктурного развития существенно от них отстаёт. К сожалению, отметил А.Праздничных, дальше включения кластерной тематики в региональные целевые программы в других регионах дело не идёт, каких-либо практических шагов не предпринимается.
   Вице-президент группы компаний «VMP Corp.», вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Алексей Кожевников со сдержанным оптимизмом охарактеризовал современную ситуацию в стране с промышленными парками.
   По его мнению, нехватка производственных помещений с инфраструктурой тормозит приход малого и среднего предпринимательства в промышленность. Процедура выделения земельных участков излишне усложнена и длительна и за последние месяцы увеличилась в среднем с года до полутора. Высокие административные барьеры стоят и на пути получения разрешения на строительство. Федеральная служба по тарифам, сообщил он, разрабатывает методику подсчета цены за подключение, но никто в настоящий момент не застрахован от дальнейшего повышения этой цены. "Таким образом, малые и средние компании вынуждены оплачивать из своего кармана развитие РАО ЕЭС", – заключил он.
   А.Кожевников также отметил отсутствие у регионов и муниципалитетов программ территориального развития, что сдерживает развитие бизнеса. Выход из данной ситуации, полагает он, - в разработке комплексного подхода к развитию территорий, создании на них индустриальных и промышленных парков как гораздо более конкурентоспособных инструментов для развития региона, чем особые экономические зоны, которые, к тому же, удается создать далеко не везде.
   Президент НП «Национальное партнерство развития субконтрактации» Артём Киселев представил концепцию участия МСБ в реализации промышленной политики в контексте вступления России в ВТО. По его словам, промышленная политика является, по сути, совокупностью мер государственного регулирования, обеспечивающего конкурентоспособность промышленности. Если адаптировать определение конкурентоспособности к бизнесу, то «это способность побеждать, то есть производить и реализовывать свою продукцию в долгосрочной перспективе».
   "Если в последних заявлениях власти содержится значимое стремление к отказу от всякого протекционизма, то следует учитывать тот факт, что Россия на сегодня не может отказаться от производств индустриальной эпохи, слепо копируя опыт Японии, Сингапура", - считает А.Киселёв.
   По его словам, проведенные его организацией иссследования показали, что цена за выполнение сходного вида работ на одном оборудовании в России разнится в пределах одного региона в четыре раза, а по стране - в десять и более раз. Порой получается, что в Москве некоторые операции выполняют гораздо дешевле, чем в регионах. "Промышленная политика как таковая – вопрос будущего. Теперешняя обстановка такова, что каждый сидит в своем окопчике, не видя, что делает сосед", – считает А.Киселёв. По его мнению, повышение конкурентоспособности компаний и целых отраслей должно быть построено по образцу подготовки олимпийской сборной, которая должна знать, где ей выступать и по каким правилам. Конкурентоспособность, таким образом, состоит из стратегической компоненты и оперативной, в рамках которой завоёвывается превосходство в использовании основных факторов производства.
   Будущие малые производственные компании А.Киселёв разделил на четыре вида – субконтракторов, аутсорсеров, инноваторов и «рыночников», заполняющих ограниченные рыночные ниши и выполняющих узкие «подсобные» функции. Каждая из этих групп будет выполнять свою, строго определенную фунцию в сфере промышленного производства, тем самым развивая этот сектор в целом.
   Управляющий партнер компании «Бауман Инновейшн» Сергей Лозинский заявил, что первым и главным условием конкурентоспособности промышленных парков является ценность их для резидентов, которая, в свою очередь, зависит от отраслевой специфики, участия администрации региона, бизнес-модели управляющей компании и привлекательности региона в целом.
   Подводя итоги работы секции, президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова отметила, что резолюция представляется ей несколько однобокой. По ее мнению, в ней следует конкретно прописать, чего бы всем хотелось от федеральных властей в области создания отраслевых кластеров. Также необходимо прописать собственную миссию: что конкретно должны делать организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также отраслевые и региональные объединения предпринимателей, считает она.
   ИА "Альянс Медиа"