07.02.2012  В ТПП РФ создан подкомитет по удаленной торговле

   На заседании комитета по развитию потребительского рынка, состоявшемся в начале февраля 2012 год под председательством Александра Борисова, было принято решение о создании подкомитета по удаленной торговле. Подкомитет создан на базе рабочей группы по удаленной торговле, действовавшей более года.
   В состав рабочей группы, а теперь подкомитета вошли основные общественные отраслевые объединения, исследовательские центры и компании, действующие на рынке удаленной торговли: Ассоциация прямых продаж (АПП), Национальная Ассоциация Дистанционной торговли (НАДТ), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), ФГУП «Почта России», Высшая школа экономики (ВШЭ), Amway, «Аккорд Пост», «М-Видео» и ряд других компаний.
   К профильным секторам, которые объединяет общий принцип удаленности от традиционного стационарного торгового помещения, рабочей группой и подкомитетом отнесены прямые продажи и дистанционная торговля, которая, в свою очередь, включает интернет-торговлю, торговлю через автоматы, по каталогам, посредством телевидения и по почте.
   Председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов отметил, что решение об изменении в структуре комитета обусловлены прежде всего активностью рабочей группы по удаленной торговле и ростом значения этого сектора розничного рынка в целом для экономики России.
   В своем выступлении председатель подкомитета по удаленной торговле ТПП РФ Ричард Стевенс привел данные Euromonitor и ВШЭ, в соответствие с которыми за период в 2005-2010гг. оборот удаленной торговли в РФ увеличился в 3 раза со 133 млрд руб. в 2005г. до 394 млрд руб. в 2010г. По прогнозам, к 2015г этот рынок удвоится и достигнет 793 млрд руб. в 2015г. к уровню 2010г. Глава подкомитета отметил, что высокие темпы роста этот сегмент рынка демонстрировал даже в условиях кризиса: в 2008 году рост составил 27%, в 2009 14% и на 16% - в 2010 году. При том, что продажи через стационарные торговые точки в 2010г. возросли на 6,3%, в 2009г. традиционная розница показала снижение оборота.
   Конечно, признает Р. Стевенс, пока доля внемагазинной торговли в структуре розничного рынка не столь велика (4,3%), но она будет увеличиваться стремительно, так как это новый тип и растущий сектор экономики. И уже на сегодняшнем этапе развития удаленной торговли она несет большое социальное значение: от повышения доступности товаров до предоставления рабочих мест. Этот сектор становится источником инноваций, стимулируя развитие новых форм торговли. Однако перед отраслью пока стоит немало проблем: логистические, инфраструктурные, нормативно-правовые, отсутствие статистического учета, отсутствие общих стандартов работы в секторе электронной коммерции, недобросовестность ряда участников рынка, а также неразвитость платежных систем и невысокий уровень доверия со стороны потребителей. «В 2012 году мы намерены продолжить анализ проблем, стоящих перед удаленной торговлей. При этом будет учитываться контекст развития этого рынка в рамках Таможенного союза, ЕвразЭС и ВТО», - подчеркнул Р. Стевенс.
   В 2011 году рабочей группой было выбрано 4 направления деятельности, включая рабочие формы заседаний в рамках комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, круглые столы в регионах, выработку предложений в области регулирования рынка, а также сбор отраслевой информации. Было проведено 6 мероприятий, и инициированы исследование Высшей школы экономики по внемагазинной торговле и заседание Экспертного совета Минпромторга России, впервые посвященное тематике удаленной торговли.
   В 2012 году подкомитет намерен вынести на обсуждение формирование общерыночных стандартов работы и инициировать реализацию системного статистического учета удаленной торговли в России. Осенью 2012 года в Москве будет проведена конференция, посвященная рынку удаленной торговли.
   ИА "Альянс Медиа"