06.02.2012 Что принесет России ВТО На днях на сайте Минэкономразвития был опубликован полный текст итогового доклада Рабочей группы по присоединению России к организации. Этот грандиозный документ, описывающий практически все грани экономической жизни страны, министерство внесет в феврале в Госдуму на ратификацию. Все требуемые процедуры должны быть завершены не позже 23 июля, когда и вступят в силу обязательства России как нового члена мирового торгового клуба. Потребителям станет немного полегче, а производителям – труднее. Обострится конкуренция, поскольку тарифная защита внутреннего рынка будет снижена, а господдержка отечественных производителей – ограничена. Впрочем, все это будет растянуто во времени на три – семь лет. Средневзвешенный уровень тарифной защиты понизится за этот период с 11% до 8%. Но кое-что потребитель сможет заметить буквально сразу. Например, с момента вступления России в ВТО пошлина на ввоз автомобилей у нас будет снижена с 30% до 25% от стоимости. Затем, в течение семи лет – до 15%. Таким образом, машина ценой в 1 млн руб. теоретически может подешеветь почти на 40 тысяч, а за семь лет – еще на 80 тысяч. Впрочем, скорее всего, сэкономить не удастся. Во-первых, цены на рынке определяются не пошлинами, а спросом. Если граждане готовы покупать данное авто за миллион, дилеру нет смысла продавать его дешевле, сколько бы ни стоила растаможка. А уж что касается многолетних перспектив, то тут у автолюбителей нет абсолютно никаких шансов почувствовать выгоду от ВТО: за семь лет, в течение которых пошлина будет ополовинена, зарубежные производители успеют дважды обновить свой модельный ряд, и сравнивать будет не с чем: новые авто наверняка окажутся дороже прежних. Столь же маловероятно, что россияне почувствуют вступление в ВТО, покупая фармацевтические товары. Хотя максимальная ставка пошлины на импортные лекарства будет снижена вдвое – с 10% до 5%, аптеки вряд ли сменят ценники на свой товар, разве что самые дорогие лекарства чуть подешевеют. Более чем в 30 раз – практически до нуля – снижаются пошлины на ввоз пива. Но ценителям заграничных сортов пенного напитка тоже не следует особо обольщаться: за шесть лет, в течение которых пошлины будут снижаться, антиалкогольная политика правительства наверняка сведет на нет это удешевление. Снижение пошлин может оказаться более заметным для российского бюджета, причем его доходы возрастут. Такой феномен уже наблюдался около десяти лет назад во время предыдущей волны снижения пошлин: ввозить товар по "серым" схемам стало не столь выгодно, и многие предпочли переключиться на легальную растаможку. Но это как раз становится фактором, увеличивающим среднюю цену на товар: ведь его легальный путь на рынок обходится дороже. Вот и теперь деньги, которые раньше экономили продавцы и покупатели за счет "серой" продукции, достанутся бюджету, и выгода потребителей от ВТО окажется еще менее заметной. Не смогут не заметить снижение тарифной защиты рынка российские производители товаров и услуг. А также зарубежные компании, разместившие здесь свои предприятия. Для тех из них, кто работает в сфере автопрома, удалось сохранить льготный режим промсборки. Но даже "локализованным отверточникам" в условиях ВТО будет труднее конкурировать с импортом, особенно ввозом подержанных автомобилей. Сильнее всего пострадает машиностроение. Например, производство сельскохозяйственной техники может вообще прекратиться, под угрозой окажется авиастроение. Могут частично потерять свои рынки текстильная и химическая отрасли, а также металлургия. Придется потесниться банкам и страховым компаниям: разрешенная доля иностранных компаний в этих секторах будет увеличена с 25% до 50%. Труднее всего придется сельскому хозяйству. Согласно условиям вступления, общий объем государственных субсидий отрасли, составляющий сейчас примерно $4,5 – 5 млрд, может быть увеличен до $9 миллиардов. Но это временно, всего на два года. Затем он должен начать резко снижаться и в итоге вернуться к нынешним $4,5 млрд (тогда как, например, страны Евросоюза имеют суммарный лимит субсидий в $50 миллиардов). А в это время существенно снизится уровень тарифной защиты российского рынка аграрной продукции. То есть в итоге сельхозпроизводителям придется при прежнем уровне господдержки конкурировать с подешевевшей импортной продукцией. Остается надеяться, что в условиях надвигающегося мирового продовольственного кризиса их товар в любом случае будет в цене. Российские переговорщики сделали немало, защищая интересы производителей и рынков. Однако Минэкономразвития ь справедливо упрекают в том, что оно "узурпировало" переговорный процесс, мало кого посвящая в его детали. Из-за этого имели место отдельные упущения. Например, была недостаточно проработана глава о доступе на российский рынок юридических услуг. Иностранные нотариусы, адвокаты, патентные поверенные и т.п. получили на него необоснованно широкий доступ, хотя половина стран-членов ВТО вообще не предоставляет подобного доступа иностранцам. И все же главные проблемы возникли не из-за упущений, а из-за того, что оппоненты на переговорах серьезно "прогнули" российскую сторону. Ей пришлось в итоге взять максимальное в истории ВТО количество обязательств – почти 200. Тем не менее большинство экспертов убеждены, что в итоге выгода от вступления перевесит все издержки, даже с точки зрения производителей. Например, станет более предсказуемым российское законодательство, то есть "правила игры" для бизнеса. Кроме того, если мы хотим, чтобы российская экономика стала действительно конкурентоспособной не только в топливно-энергетической сфере, без ВТО не обойтись. Перед глазами есть живой пример – Китай, который вступил в ВТО десять лет назад. С тех пор его ВВП и доля в мировой торговле утроились, он стал крупнейшим в мире экспортером товаров, в числе которых высокотехнологичная продукция. Если Россия займет активную позицию в мировом торговом клубе, то она быстро приобретет там немалое влияние и, возможно, сможет даже оживить застопорившийся Дохийский раунд. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |