05.02.2012 Как тренинги по бизнес-этикету помогают деловым людям Казалось бы, чему на тренингах по этикету могут научиться образованные люди, уже достигшие определенных карьерных высот? Однако практика показывает, что чем глубже сотрудник погружается в дебри корпоративной этики, тем больше неоднозначных ситуаций возникает на его пути. Кого пропустить вперед в дверях – своего руководителя или старшую по возрасту, но нижестоящую по положению сотрудницу? Как определить свое место на переговорах? Как преподнести подарок деловым партнерам? Если человек трудится в крупной корпорации, где принято все регламентировать, то с недостатком соответствующих знаний приходится несладко. Ведь из этих мелочей складывается репутация и имидж сотрудника, которые дальше могут влиять на его карьеру. Тренинги по деловому этикету могут быть как универсальными, так и адресованными для определенной прослойки трудового коллектива, начиная с рядового персонала и заканчивая руководителями. Обслуживающий персонал в первую очередь учится работе с клиентами. С одной стороны, такие сотрудники должны обладать техникой эффективных продаж, а с другой – не быть навязчивыми, чтобы не вызвать отторжения. Секретари помимо искусства телефонных переговоров и деловой переписки осваивают этикет отношений с руководителем. А менеджеры, постоянно участвующие в переговорах, постигают навыки общения с бизнес-партнерами и учатся вести себя на совещаниях. Что касается руководителей, то некоторым из них порой сложно понять, что хорошие манеры по отношению к своим сотрудникам и партнерам – это не жест доброй воли, а непременное условия для эффективного управления персоналом и соответственно дальнейшего развития бизнеса. Иначе эффективность деятельности сотрудников может заметно снизиться, и тогда результат своего поведения шеф почувствует на себе. Впрочем, у руководителей иногда бывают и прямо противоположные проблемы. Многие из них из-за неправильного позиционирования и внешнего вида не могут завоевать авторитет в коллективе, а это значит, что сотрудники будут пренебрежительно относиться к поставленным перед ними задачам, и это опять же скажется на работе компании. Большое внимание на тренингах по этикету посвящено вопросам имиджа – здесь чаще всего проблемы российских руководителей сводятся к мужской небрежности и женской чрезмерности. Если в первом случае любители белых носков в сочетании с темными костюмами в первую очередь наносят урон собственной репутации, то во втором – могут пострадать интересы компании. Известны случаи, когда чересчур откровенные декольте и короткие юбки буквально срывали переговоры, притягивая все внимание на себя. При этом на популярности фирмы это отражалось самым негативным образом: деловые партнеры, завидев подобных сотрудниц, нередко приходили к выводу, что ошиблись заведением, и прекращали сотрудничество. Однако это крайние случаи – чаще всего исправлять приходится более мелкие недостатки. «Длинные, иногда нарощенные ногти – яркий тому пример, – поясняет бизнес-тренер по деловому общению центра делового развития «Профи-Карьера» Татьяна Тетерина. – Сотрудницы, не знакомые с понятием «дресс-код», порой не могут выполнить банальные поручения. Однажды коммерческий директор фирмы попросил свою помощницу наклеить этикетки на подарки деловым партнерам, но она из-за специфического маникюра не смогла это сделать, и ему пришлось заниматься этим самому. А как-то раз важные клиенты, заметив, что секретарь компании набирает текст на компьютере с помощью карандаша, чтобы не сломать ноготь, отказались сотрудничать с таким предприятием». Трудности зачастую возникают и при общении с зарубежными партнерами. «На Западе считается, что улыбка – это непременный атрибут делового человека, – утверждает г-жа Тетерина. – Таким образом иностранцы сразу стремятся расположить собеседника к себе и показать ему, что общение будет комфортным и психологически безопасным. У нас традиция прямо противоположная. Все принято делать с натугой и со строгим выражением лица, чтобы окружающие считали, что выполняется какая-то чрезвычайно важная миссия, которая потребовала огромных трудозатрат. Кроме того, россияне до последнего стараются держать дистанцию, но когда у них создается впечатление, что она уже не нужна, начинается панибратство, которое непонятно и неприятно зарубежным коллегам. Поэтому на занятиях нашим взрослым ученикам приходится объяснять, что культура общения заключается в полутонах». Вопросы иерархии тоже напрямую относятся к деловому этикету и, как утверждают тренеры, часто вызывают бурные дискуссии. К примеру, как завоевать авторитет у коллег новоиспеченному начальнику, который только вчера сам был рядовым сотрудником этого коллектива? Или как объяснить новичкам, привыкшим на своем последнем месте работы к неформальным отношениям с руководством, что теперь им следует соблюдать субординацию? Борьба полов – еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются специалисты по деловому этикету. «Наши дамы по-прежнему требуют к себе особого отношения со стороны мужчин даже на работе, – комментирует г-жа Тетерина. – Они считают, что их обязаны пропускать вперед, подвигать стул, подавать пальто и делать всевозможные поблажки. Но здесь все же не стоит забывать, что деловая коммуникация предполагает равноправие, и здесь не может быть женщин и мужчин – только сотрудники». В зависимости от специфики занятий тренинги по этикету могут длиться от нескольких часов до двух-трех дней. По словам директора по продажам компании «Бизнес-тренинг и консалтинг» Ирины Абдрахмановой, они могут быть как групповыми, рассчитанными на 10–15 человек, так и индивидуальными, которые особенно востребованы среди руководителей. Что касается стоимости семинаров, то здесь все зависит от их тематики, продолжительности и числа слушателей. Однако в среднем интенсивная работа, растягивающаяся на два дня, обойдется в 10–15 тыс. рублей с человека. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |