05.02.2012 В России возрождается социальное предпринимательство Не так давно русский язык обогатился термином "социальное предпринимательство", но его четкое понимание пока отсутствует. Фактически, это реальный бизнес, который приносит доход, но при этом ориентирован на решение или смягчение социальных проблем. Так, например, в городе Рыбинск Ярославской области супружеская пара организовала компанию "Веселый войлок", которая занялась производством изделий из мокрого войлока. Работа надомная, и адресована она многодетным одиноким матерям, которые могут заниматься созданием поделок и зарабатывать деньги, не отвлекаясь от главного – воспитания детей. Другой пример - в Пермском крае. Там расположена "Школа фермеров", где обучают ведению сельского хозяйства воспитанников детских домов, а в дальнейшем помогают им построить собственный дом и адаптироваться к самостоятельной жизни. Строительство в Астрахани бассейна для занятий детей с рождения до шести лет и беременных женщин – это тоже социальное предпринимательство. К сожалению, пока оно существует в России де-факто, а де-юре – на законодательном уровне – никак не регулируется. Агентство стратегических инициатив и частный Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" (единственная в стране организация, целенаправленно занимающаяся поддержкой социального предпринимательства) принимают усилия, направленные на то, чтобы добиться принятия соответствующих законов. Задача-минимум – в перспективе ближайших двух лет законодательно прописать определение данного явления и заставить государство сделать хоть какие-то шаги навстречу социальным предпринимателям – налоговые льготы, гранты и т.д. Определенное движение в этом направлении уже началось. В мае 2011 г. МЭР выпустило приказ, в котором попыталось дать определение социального предпринимательства и возможность получить гранты тем, кто под это определение подпадает. Правда, формулировка, по мнению специалистов, оказалась неудачной. В частности, социальным предпринимателем почему-то признавался только тот, кто действует в этой области не больше года. Почему бизнесмен, осуществляющий подобную деятельность дольше означенного срока, уже не может считаться социальным предпринимателем, не понятно. В итоге, многие компании, которые по сути своей работы вполне могли бы претендовать на министерский грант, получить его не смогли. В этом году министерство намерено повторить опыт. И есть надежда, что спорные формулировки пересмотрят. По словам исполнительного директора фонда "Наше будущее" Евгения Живоглазова, социальное предпринимательство существует в России с конца ХIХ века. Первопроходцем можно считать св. Иоанна Кронштадтского, который полагал, что благотворительность, конечно, необходима, но в меру, поскольку она развращает людей. И если человек, даже будучи инвалидом, может работать, он должен работать. Отец Иоанн создал двадцать четыре "Дома трудолюбия", где каждому страждущему давался кров и возможность трудиться соответственно имеющимся силам, зарабатывая пусть небольшие, но все же собственные деньги. Увы, революция эти дома смела – последний из них закрылся в 1920 году. В нынешнем виде социальное предпринимательство возникло 20 – 30 лет назад практически одновременно в США и Великобритании. За ними подтянулась Европа. Затем Азия и Африка. Новое веяние охватило весь мир и добралось до России. Тот факт, что Минэкономразвития было вынуждено уделить внимание данному вопросу, а губернатор, например, Тюменской области заявил о намерении принять закон о социальном предпринимательстве в рамках своего отдельно взятого региона, говорит о заинтересованности страны в развитии этого явления. Рассматривая социальные вопросы, правительство все больше внимания обращает на то, какими путями их можно решать, помимо традиционных дотаций и субсидий. И это не удивительно. Эксперты уже давно предупреждают, что государственный бюджет с трудом выдерживает такую нагрузку. И все же активное развитие социального предпринимательства в России связано не столько с инициативами законодателей, различных министерств и государственных ведомств, сколько с изменением мышления самих граждан, осознавших, что их жизнь зависит от них самих. В подавляющем большинстве случаев социальными предпринимателями становятся люди, некогда пережившие трагедию, но сумевшие преодолеть себя и обстоятельства, не озлобиться, выкарабкаться из беды с желанием помогать тем, кто оказался в схожей ситуации. Такой путь в социальное предпринимательство Живоглазов называет естественным – жизнь, что называется, привела. Соответственно, большинство социальных предпринимателей в России – люди среднего возраста или старше. Вместе с тем, экспертам хотелось бы видеть среди них больше молодежи, которая идет в эту сферу просто по зову сердца, понимая, что можно зарабатывать, помогая другим. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |