03.02.2012 ФНС отмечает рост досудебного решения налоговых споров Налогоплательщики предпочитают решать налоговые споры, не доводя их до суда. Об этом говорят данные статистики ФНС России. В 2011 году в налоговые органы России поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что меньше на 9% по сравнению с 2010 годом. Рассмотрено 48 708 жалоб, что на 11% меньше по сравнению с 2010 годом. Одновременно с сокращением количества поступивших жалоб в 2011 году уменьшилась сумма требований налоговых органов, оспариваемая налогоплательщиками по жалобам. Так, в 2011 году оспариваемая налогоплательщиками сумма заявленных требований по жалобам в размере 322 млрд руб. сократилась на 26% (в 2010 году оспариваемая сумма составила 435 млрд рублей). В 2011 году 41% жалоб налогоплательщиков были удовлетворены. 25% от общей суммы заявленных требований налогоплательщиков признаны обоснованными. Сумма удовлетворенных требований налогоплательщика составила 79 млрд рублей, что на 21,5% больше, чем в 2010 г. «Эффективная работа системы досудебного урегулирования налоговых споров, улучшение качества налогового администрирования позволили сократить количество судебных споров, оставив для судебного разбирательства дела с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа», - отмечается в сообщении пресс-службы ФНС России. Анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество судебных дел по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 20,5% (на 881 399 дел). В том числе, в отношении юридических лиц количество судебных дел уменьшилось на 18% (в 2010 году количество дел составляло 74 439, в 2011 – 61 387), в отношении индивидуальных предпринимателей – на 12,5% (в 2010 году количество дел составляло 7 088, в 2011 г. – 6 201). Уменьшение количества судебных споров с налогоплательщиками по сравнению с 2010 годом обусловлено, как отмечает ФНС России, следующими факторами : применение налоговыми органами при проведении налоговых проверок результатов сложившейся судебной арбитражной практики по аналогичным вопросам и урегулирование налоговых споров в досудебном порядке на стадии рассмотрения жалоб. Соотношение сумм требований, удовлетворенных в пользу налоговых органов в 2011 году, к общей сумме заявленных требований составила 64,5% (сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов требований составила 211 950 471 рублей), что на 20,4% выше показателя предыдущего года. По спорам с юридическими лицами это соотношение составило 63,3% (сумма удовлетворенных в пользу налоговых органов требований составила 188 797 557 рублей из общей суммы рассмотренных требований – 298 490 000 рублей), что на 22,3% выше показателя за 2010 год (сумма рассмотренных в пользу налоговых органов требований по спорам с юридическими лицами в 2010 году составила 147 730 544 рублей из общей суммы рассмотренных требований по спорам с юридическими лицами - 360 141 776 рублей). «Такой высокий процент удовлетворения судами дел в пользу налоговых органов связан с улучшением сбора доказательственной базы в ходе проведения контрольных мероприятий, переходом к более качественному досудебному аудиту и профессиональному представлению интересов налоговых органов в судах, а также с повышением уровня доверия со стороны налогоплательщиков к системе досудебного обжалования», - сообщает ФНС России. ИА "Альянс Медиа" |