02.02.2012  Эксперт: офшоры и фирмы-однодневки должны стать невыгодными

   «Снижение налогового бремени, создание комфортных условий для бизнеса, гарантии инвесторам – все это могло бы стать прекрасной альтернативой ненадежным офшорным и однодневным фирмочкам», – отметил партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов, комментируя статью премьер-министра России Владимира Путина «О наших экономических задачах».
   В: Как вы считаете, сейчас на какие отрасли налоговая нагрузка больше?
   О:
Несырьевые отрасли платят те же НДС и налог на прибыль, что сырьевые. Но у них нет акцизов и НДПИ, что позволяет предполагать более комфортные налоговые условия для этого сегмента. Однако для полной картины следует учитывать и затратную часть бизнеса – если нефть, газ, лес или алмаз возникают сами по себе, без участия человека, то хлеб, автомобиль или карандаш надо производить: закупать сырье, платить зарплату, рекламировать... Снижение налогового бремени здесь можно только приветствовать.
   А еще значительную долю обязательных платежей приходится платить с заработной платы, хотя сегодня страховые взносы в социальные фонды и не являются налогами в строгом смысле, но 30% с каждого заработанного рубля платит бизнес. Такие тарифы не позволяют платить достойную зарплату высококвалифицированным работникам, особенно в несырьевых секторах экономики.
   В: Не считаете ли вы, что налоговые льготы должны предоставляться тем компаниям, которые ведут модернизацию? Причем независимо от характера отрасли.
   О:
С этим доводом нельзя не согласиться. Совершенствование технологий приводит к увеличению качества товаров либо снижению себестоимости производства. В любом случае это позволяет увеличить предложение товаров, что в масштабах всей страны означает увеличение валового продукта – того самого ВВП, который показывает уровень развития экономики. И с этим растет благосостояние страны в целом и каждого в отдельности. Подобные льготы нужны всем, даже финансовым структурам, которые готовы кредитовать подобные программы.
   В: Кому сейчас не хватает налоговых льгот?
   О:
В статье точно указаны приоритетные для развития экономики отрасли: высокотехнологичная химия, авиационная промышленность, нанотехнологии. Только откуда там взяться «золотым» головам, если образование находится в нищенском положении. Думаю, образование в любой форме должно стать главным приоритетом и в налоговых льготах тоже.
   В: Способны ли увеличение акцизов, введение налога на недвижимость, а также на роскошь восполнить дефицит бюджета?
   О:
Не думаю, что это будет рациональным решением. Увеличение акцизов (а это бензин, дизтопливо) в масштабах страны приводит к росту цен на транспортные услуги и является поводом к увеличению инфляции. Налог на недвижимость скорее не вводится, а заменяет земельный налог и налог на имущество. О налоге на роскошь пока вообще неясно, с какой налоговой базы он будет рассчитываться.
   В: Недавно был объявлен курс на борьбу с фирмами-однодневками. Заметен ли эффект?
   О:
Однодневки позволяют уменьшать налоговые платежи за счет налоговых вычетов, но в реальности сами эти фирмочки в бюджет ничего не платят. Более того, через эти же фирмы могут проводить мошеннические операции. Безусловно, с такими явлениями государство не может не бороться. И эффект за последние несколько лет заметен: налоговые органы научились доказывать умысел налогоплательщиков в таких схемах, судебные органы обращают внимание не только на документы, которые можно легко сфабриковать, но и на реальность сделок, обычаи делового оборота.
   Сейчас вводятся все новые методы контроля, например, с этого года паспортные данные учредителей и директоров ФНС проверяет в актуальных базах паспортных данных ФМС. Это исключает возможность регистрации на выдуманных или умерших лиц. Это, конечно, мало, но хоть какие-то шаги в этом направлении уже сделаны.
   Думаю, что в дальнейшем необходимо также совершенствовать налогообложение. Ведь один из стимулов использования однодневок – это налог на добавленную стоимость. Упрощенная система налогообложения позволяет не платить НДС, но она имеет слишком много ограничений, что не позволяет ее использовать в ряде отраслей и при значительных оборотах. Из этого следует, что борьбу с однодневками нужно сопрягать с усовершенствованием системы взимания косвенных налогов. Может быть, замена НДС на налог с продаж позволит решить проблему, может быть, просто отказ от вычетов с одновременным снижением налоговой ставки.
   В: Как вы считаете, можно ли запретить компаниям регистрировать свой бизнес в офшорах?
   О:
Запретить вряд ли получится, но можно сделать этот процесс невыгодным или подконтрольным. В обсуждаемых сейчас поправках в Гражданский кодекс предлагается признавать недействительными любые сделки с офшорными компаниями, если информация об их истинных владельцах не была раскрыта в налоговых органах.
   На мой взгляд, может помочь только здравый смысл – если такие сделки станут невыгодны или неудобны, то и заниматься ими никто не станет.
   В: Какими способами можно сбалансировать бюджет, если правительство не собирается снижать расходы в будущем?
   О:
По-видимому, это достижимо лишь за счет повышения бюджетных доходов. Обычно их разделяют на несколько видов – это налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от продажи и сдачи в аренду госимущества, поступления сборов за государственные услуги) и государственные займы, которые могут быть получены как у своего населения (при широкой поддержке государственной политики населением), так и у других государств или международных финансовых организаций. Думаю, что при заявленном курсе неизменного уровня налогового бремени источники пополнения бюджета будут подыскиваться именно в последних сферах.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"