29.01.2010  В ТПП РФ обсудили результаты выставочно-ярмарочной деятельности за 2009 год

   27 января в ТПП РФ прошло совместное заседание Комитета по стратегическому планированию и совершенствованию нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности Российского Союза выставок и ярмарок и членов Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортёров. Об этом сообщила пресс-служба ТПП РФ.
   На заседании были обсуждены основные итоги выставочно-ярмарочной деятельности. При этом отмечалось, что 2009 год стал сложным годом для отечественных экспонентов, у многих существенно ухудшилось финансовое состояние, что не могло не сказаться на выставочном бизнесе.
   В течение года организаторами отмечался спад по всем ключевым показателям: площадям, экспонентам, выручке, в меньшей мере – посетителям. В среднем указанный процент снижения по всем показателям (кроме посетителей) составлял 20-35%, по отдельным проектам – достигал 40-50%. Некоторые организаторы для компенсации понесенных потерь запускали новые проекты.
   Если говорить о динамике показателей в разрезе тематик, лидерами снижения оказались автомобильные (транспортные) и строительные выставки. Значительный спад отмечался в промышленных выставках машиностроения, лесной и деревообрабатывающей промышленности, продажи недвижимости, энергетики, химии.
   «Лучше рынка» смотрелись сельскохозяйственные выставки. За ними следовали ярмарки потребительских товаров, товаров для отдыха, проекты религиозной направленности, а также специализированные выставки текстильной и легкой промышленности, ювелирные. Также среди успешных проектов назывались выставки инновационной направленности, альтернативной энергетики, промышленной экологии и безопасности, образовательные.
   Некоторые тематики (например, медицина/здравоохранение, потребительские товары) отмечались как среди успешных, так и среди неудачных мероприятий.
   Выставки для конечных потребителей меньше пострадали от кризиса, чем мероприятия для специалистов.
   В ответ на ухудшающиеся экономические условия выставочные компании предпринимали ряд «антикризисных» мер. Самыми распространенными стали сокращение издержек по основной деятельности, введение системы скидок; активизация индивидуальной работы с экспонентами.
   40-50% опрошенных организаторов предприняли попытку совершить качественный скачок в повышении привлекательности и эффективности выставок через расширение деловой программы, 25-30% – предоставление дополнительных услуг, активизацию работы с посетителями-специалистами (байерами) в различных формах: от персональных приглашений, организации трансферов, развития баз данных до аудита байерского потенциала (25%).
   В начале года многие выставочные компании приняли решение о сокращении затрат на продвижение и изменение их структуры, перераспределяя их в пользу таких экономичных каналов как интернет, связи с общественностью, органами власти и профессиональными объединениями. В третьем квартале наметилась приостановка массового сокращения рекламной активности по всем маркетинговым каналам, включая телевидение.
   Что касается общих результатов деятельности выставочных компаний-организаторов в 2009 году, можно отметить следующее: ● количество выставок у большинства организаторов осталось на прежнем уровне. Случаи отмены выставок были единичны. Некоторыми организаторами были освоены новые проекты; ● большинство «выставочников» отмечали снижение по площадям в пределах 10-15%; около 40% – до 30-40%; ● количество экспонентов снизилось у большинства организаторов на 10-25%; ● динамика числа посетителей менее других подверглась влиянию кризиса, т.к. согласно итогам мониторинга по трем кварталам 2009 года, о его снижении говорила наименьшая доля (около четверти) респондентов.
   Завершая предварительный анализ итогов 2009 года для выставочных компаний, можно сказать, что этот год был очень напряженным. Многие «выставочники» попытались найти и внедрить более современные и эффективные методы работы, как внутри компании, так и при организации выставочных проектов. Кризис подтолкнул всех участников выставочного бизнеса к активизации диалога, обмена идеями и опытом, к более тесному сотрудничеству.
   В работе заседания приняли участие Игорь Коротин, директор Департамента выставок и ярмарок, Сергей Алексеев, президент РСВЯ, генеральный директор ОАО «Ленэкспо», Валерий Барулин, председатель Комитета, вице-президент РСВЯ, генеральный директор Всероссийское ЗАО «Нижегородская ярмарка», Николай Гусев, первый заместитель генерального директора ЗАО «Экспоцентр», руководители выставочных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары.
   По итогам обсуждения были подготовлены предложения по совместному плану деятельности ТПП РФ и Российского Союза выставок и ярмарок.
   ИА "Альянс Медиа"