01.02.2012 В России нет надежной защиты прав потребителей в сфере туризма Минимум половина клиентов "Ланта-тур" не сможет обратиться за компенсациями в страховую компанию, так как не имеют надлежащим образом оплаченных договоров с туроператорами, заявил сегодня на пресс-конференции председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. Он рассказал, что представители Клуба защиты прав туристов, работающего в составе Союза потребителей РФ, в офисе "Ланта-тур" помогают туристам получать документы, необходимые для предоставления в страховую компанию. “Минимум половина людей, обращающихся сейчас за получением документов о невозможности исполнения обязательств, приобретали путевки не в "Ланта-тур", а у турагентств. И они приобрели свои туры таким образом, что невозможно установить их как людей, оплативших свой договор с "Ланта-тур". Это значит, что они отдавали турагентству деньги, турагентство отправляло их банковским переводом, наличными с курьером в кассу туроператора, или деньги оформлял курьер на себя лично. Страховая компания требует подтверждения, что турист состоит в договорных отношениях с туроператором, а такого подтверждения нет - деньги сдавал Вася Петров. Почему? Потому что это работа в "черную", уход от налогообложения, приходные ордера потом уничтожаются и такого туриста не существует. Когда все работает как часы, проблем у туриста не возникает, но сейчас у туристов проблемы с возмещением”, - отметил Шелищ. По его словам, все это ставит вопросы о том, как работает туристический рынок. "Почему сумели проллобировать участники рынка то, что так и не были приняты поправки в закон о турдеятельности, где был запрет на самостоятельную деятельность агентства. Еще более важный вопрос - о роли страховых организаций. В цивилизованных странах страховщики не ограничиваются выплатой компенсаций пострадавшим. Их главная функция - предотвращение наступления страховых случаев. У нас они этим не занимаются. Они получают премии от застрахованных лиц и спокойно ждут страховых случаев", - рассказал эксперт. По его словам, если бы все упиралось в 30 миллионов рублей - страховщик мог перестраховать риски туроператоров. Все это говорит о несовершенстве механизмов защиты туристов. По его мнению, в России не создано действенных механизмов защиты прав потребителей в сфере туризма. Петр Шелищ добавил, что людям, чтобы получить страховое возмещение, нужны справки от туроператора о невозможности выполнить свои обязательства. "Они на морозе сейчас стоят в очереди в офисы, хотя все знают, что туроператор прекратил деятельности. Эту норму нужно отменить. Мы надеемся, что Минспорттуризм обратится в правительство и этот закон изменит. Потому что, в противном случае, тысячи людей будут вынуждены отстаивать в очередях, и только после этого обращаться в страховую компанию", - отметил Шелищ, добавив, что закон не обязывает страховую компанию требовать с каждого справку от туроператора. По его словам, можно также заверить у нотариуса скриншот сайта "Ланта-тур", но это стоит 2,5 тысячи рублей. "Это хамское отношение к людям. Также как и то, что представителя "Ланта-тур" в аэропорту не найти, люди мечутся по аэропорту, не зная, что им делать" - сказал он. В свою очередь участвующий в пресс-конференции председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин высказал мнение, что туристские путевки надежнее покупать у средних туроператоров из-за более адекватных финансовых гарантий их деятельности. “Когда финансовая гарантия составляет максимум 100 миллионов рублей для крупных туроператоров, государство толкает потребителей к средним и мелким компаниям, у которых гарантия меньше, но и обороты меньше. Для крупных туроператоров этой суммы не достаточно. Нужно страховое возмещение платить с каждого тура, тогда крупные операторы будут платить больше, мелкие меньше, и будет хватать всем”, - сказал он. По мнению Янина, участники туррынка заинтересованы в саморегулируемых организациях, чтобы не потерять доверие потребителей. "Это означает круговую поруку, когда туроператоры следят друг за другом, чтобы не было сбоев. Иначе потребители перейдут на самостоятельное бронирование и покупку туров. Это угроза для тех туроператоров, которые еще хотят здесь что-то делать. В то же время создание СРО - крайне болезненный процесс, так как отвечать своими деньгами "за того парня" никто не хочет. В классическом понимании саморегулирования с полной ответственностью всех за каждого - туроператоры будут против него. Они не хотят своих акционеров из-за неадекватности менеджмента другой компании. Поэтому более перспективно вводить систему реестра путевок, отчисления с каждой путевки. Возможно, нужно вводить гарантийный фонд для вывоза туристов, но не на выплату компенсаций... Я надеюсь, что государство сформирует понятные правила игры, чтобы возмещения хватало на всех, чтобы действовал принцип справедливости, а не как сейчас - кто первый прибежал, тот и получает возмещение", - рассказал Янин. По его мнению, потребитель должен, расставаясь с большими деньгами, понимать, что его деньги ушли в авиакомпанию, в отель. "Лучше всего покупать путевку у проверенного турагента. Они давно работают и знают больше о состоянии туроператоров. И покупать у средних туроператоров. Мы видим по "Де туру", "Капитал туру", что в случае банкротства крупных компаний денег не хватает. В случае с "Капиталом" вообще была фиктивная страховая компания, которая не смогла заплатить", - заметил эксперт. Он отметил, что пострадавшим клиентам "Ланта-тур" нужно сначала обратиться в страховую компанию, но если она будет затягивать с выплатой, можно подать в суд на туроператора и получить не только компенсацию тура, но и выплату за моральный ущерб. Сейчас подавать в суд рано, потому что непонятно, будет ли это признано мошенничеством. По поводу ситуации с клиентами "Ланта-тур вояж" сегодня проходит закрытое совместное совещание руководства Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Федерального агентства по туризму, отраслевых общественных организаций - Российского союза туриндустрии и Ассоциации туроператоров России, владельцев туроператора "Ланта-тур вояж" и представителей Внешторгбанка. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |