30.01.2012 Эксперты: рисковое ведение бизнеса привело Ланта-тур к проблемам Непродуманная политика "Ланта-тур вояж" при работе с авиакомпаниями, ограниченный круг авиаперевозчиков и нехватка надзорных функций у Ростуризма стали причинами приостановки деятельности уже второго крупнейшего российского туроператора, считает эксперт рабочей группы Общественной палаты (ОП) по защите прав граждан России за рубежом Дмитрий Давыденко. Туроператор "Ланта-тур вояж", ежегодно обслуживающий около 100 тысяч туристов, объявил 27 января о приостановке своей деятельности. В результате решения компании пострадали чуть менее четырех тысяч ее клиентов, причем 2,7 тысяч из них к тому моменту находились на отдыхе за границей. Ответственность туроператора застрахована на 100 миллионов рублей. Масштаб проблемы для российского туристического рынка, если учитывать оборот оператора, может оказаться сопоставимым с крахом "Капитал тура". "Основных причин бед компании - две: мало авиакомпаний, с кем можно договариваться и летать по определенным направлениям, и непродуманная политика фирмы... Проблемы, которые у "Ланта-тур" возникли из-за серьезных ограничений у авиакомпаний, так как авиакомпании продают блоки мест в самолетах, оператор их покупает, заранее оплачивает, а заполнил он их или нет - сложности туроператора... Если ты знаешь, что ты блоки такие продашь, то их покупаешь, а если нет, то появляются проблемы", - сказал Давыденко. Кроме того, по его словам, если бы Ростуризм обладал полномочиями по надзору за исполнением компаниями действующего законодательства, то ситуации, когда пострадали тысячи российских туристов, удалось избежать. "Беда, что у Ростуризма не хватает надзорных функций - это орган, который не имеет полномочий по надзору за исполнением законодательства. Роспотребнадзор, который такие полномочия имеет, с этим не справляется абсолютно. Если бы были полномочия, то можно было бы заранее что-то сделать, ведь были же сигналы, что у "Ланты-тур" проблемы, но Ростуризм не мог ни затребовать документы, ни проверить состоятельность компании", - отметил Давыденко. О том, что у "Ланта-тур вояж" возникли сложности, стало известно в минувшую пятницу. Сотни туристов не смогли вылететь за границу на отдых из "Шереметьево" и "Домодедово", так как авиакомпании, в том числе "Аэрофлот", прекратили все операции с "Ланта-тур". По последним данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в московских аэропортах застряли 230 клиентов компании. Некоторые из них провели в залах ожидания всю ночь. В ноябре 2010 года туроператор "Капитал Тур" оказался на грани банкротства. Счета компании в банке были заблокированы. Пять дней спустя туроператор объявил о трудностях с исполнением своих обязательств по турам. За рубежом на момент приостановки деятельности туроператора находились более восьми тысяч его клиентов. В апреле 2011 года суд признал обоснованным заявление компании о собственном банкротстве. Общая задолженность "Капитал Тура" составляет 1,576 миллиарда рублей, из них долг перед кредиторами, который не оспаривается, - 1,571 миллиарда рублей, задолженность по обязательным платежам - 6,67 миллиона рублей и долг по зарплате - 83 тысячи рублей. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |