30.01.2012  Почему бизнес тайно поддерживает оппозиционные партии

   Экс-глава российского Минфина Алексей Кудрин на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что на бизнес, который поддерживает оппозицию, в РФ оказывается давление. Экспертов эта констатация не удивила: предприниматели сегодня могут спонсировать оппозиционные партии только в качестве частных лиц, фактически тайно.
   «Да, у нас был один такой предприниматель, который пытался поддерживать партии, – Михаил Ходорковский, – иронизирует председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин. – Его посадили, в частности, и для того, чтобы преподнести урок всем остальным: без разрешения в политику вмешиваться нельзя. Если же говорить про малый бизнес, то у нас довольно много средств идет именно от него. Но малому бизнесу в этом смысле легче: человек просто может жертвовать деньги как физическое лицо».
   Также, отмечает г-н Митрохин, предприниматели сами по себе не могут заниматься политикой. «Это сразу же приведет к ликвидации бизнеса, – поясняет политик. – За предпринимателем тут же начнет охоту местная или региональная администрация. Кого пускать в политику, они решают сами».
   Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что возможности бизнеса поддерживать оппозицию зависят от политического режима в том или ином субъекте Федерации. «Также многое зависит и от того, что мы понимаем под давлением, - отмечает он. - Одно дело, если бизнесмен сидит на государственных подрядах и его дело очень плотно завязано на государстве. Это один уровень давления: человеку просто перестают давать контракты. Тем не менее это далеко не то же самое, когда тебя начинает прессовать милиция или налоговая. Это уже совсем другая история».
   Представителей бизнеса беспокоит не столько невозможность финансировать партии, сколько отсутствие всякой альтернативы. «Предприниматели, чтобы показать свою оппозиционность или альтернативную точку зрения, вынуждены спонсировать коммунистов, – рассказал вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. – На днях у нас был семинар, и там как раз эта тема обсуждалась. Во встрече участвовали представители из регионов, выяснилось: действительно предприниматели на местах в большинстве своем поддерживают именно левые партии».
   По словам г-на Остаркова, существует две причины такой ситуации. «Во-первых, просто нет никакой альтернативы «Единой России». Бизнес с удовольствием бы поддерживал правую партию с ясной и четкой программой, но такой сегодня нет. Во-вторых, коммунисты гарантированно проходят в местные законодательные органы и Госдуму. Предприниматели говорят: «Зачем нам вкладывать деньги в пустоту? Эти точно проходят». Это одна из причин, почему бизнес не поддерживает «внесистемную» оппозицию. Не потому, что не разрешают, а потому, что в нынешних условиях просто смысла нет: ни в один законодательный орган сторонников Бориса Немцова или, к примеру, Эдуарда Лимонова, очевидно, не пустят».
   «Митинги и демонстрации – это не тот путь, который выбирают предприниматели, – поясняет г-н Остарков. – Ведь бизнесу нужна стабильность, понимание перспектив развития и, естественно, отсутствие революций на горизонте».
   К тому же, отмечают эксперты, после 2003 года важнейший для бизнеса институт лоббистов перестал функционировать. «Предыдущий созыв с точки зрения лоббизма, конечно, был самым печальным, – признает Евгений Минченко. – Очевидно, что бизнесу необходима коммуникация с аппаратом правительства, с министерствами и ведомствами. Однако мне кажется, что сейчас роль исполнительной власти начнет уменьшаться, потому что с Думой будут вынуждены больше считаться. Сейчас видно, что спикер Госдумы Сергей Нарышкин настраивает думцев на поиск компромисса».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"