25.05.2007  Вопрос привлечения МБ в ОЭЗ остается открытым

   В пятницу, 25 мая, в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание круглого стола «Актуальные вопросы развития промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон: государственно-общественно-частное партнерство». Его организаторами выступили комитет ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, комитет ТПП РФ по промышленному развитию, комитет ТПП РФ по инвестиционной политике, комитет РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, АФК «Система» и компания «Финансовый и организационный консалтинг».
   Развития особых экономических зон в РФ охарактеризовал начальник отдела налогового стимулирования социально-экономического развития МЭРТ Виталий Прокаев. Он напомнил, что на сегодняшний день в стране создается шесть ОЭЗ: четыре технико-внедренческих (Москва, Дубна, Санкт-Петербург и Томск) и две промышленно-производственных (Липецкая область и Республика Татарстан). Кроме того, началась работа по созданию туристско-рекреационных зон, и скоро к этим обязанностям РосОЭЗ будет добавлено создание портовых особых экономических зон.
   Как сообщил В.Прокаев, еще в начале текущего года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф утвердил планы развития инфраструктуры особых экономических зон. Представитель МЭРТ подчеркнул, что именно создание инфраструктуры позволяет повысить привлекательность ОЭЗ для бизнеса, так как благодаря этому часть рисков берет на себя государство.
   Тем не менее В.Прокаев заметил, что хотя особые экономические зоны являются весьма эффективным инструментом привлечение инвестиций в российскую экономику, ОЭЗ не решат всех проблем в данной сфере.
   На вопросе развития промышленно-производственных зон остановился и.о. заместителя руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Валерий Елисеев. По его словам, создание ОЭЗ предусматривает три этапа. На первом, который должен завершиться в текущем году, происходит создание инфраструктуры зон, прежде всего строительство административных зданий, которое уже близится к завершению. На втором этапе, охватывающем собой 2007-2010 гг., будет создаваться инженерная и транспортная инфраструктура, в это же время начнут работать около 50% резидентов зон. Окончательно завершить создание особых экономических зон в РФ планируется к 2012 году.
   Анализируя основные недостатки бизнес-планов, представленных на конкурс по соисканию статуса резидента ОЭЗ, В.Елисеев отметил среди них недостаточную глубину проработки бизнес-плана, отсутствие подтвержденных источников финансирования проектов, а также отсутствие инновационной составляющей проектов.
   Он сообщил, что резиденты ОЭЗ получают несколько видов преференций: налоговые, таможенные, административные. При этом В.Елисеев не думает, что планируется внесение каких-либо изменений, касающихся налоговых льгот, так как для большинства инвесторов, особенно иностранных, эти условия не являются определяющими по сравнению с административными и таможенными.
   В целом, считает он, в течение ближайших трех лет в промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ поступит 100-120 млрд рублей инвестиций от их резидентов.
   Отвечая на вопросы представителей регионов, В.Елисеев сообщил, что решение о проведении повторного конкурса по отбору регионов для создания ОЭЗ может быть принято лишь после введения в действие уже создающихся, то есть не раньше конца 2007-начала 2008 гг.
   О преимуществах работы в технико-внедренческих зонах рассказал начальник управления технико-внедренческих ОЭЗ РосОЭЗ Геннадий Сарычев. Прежде всего, резидентам технико-внедренческих зон предоставляются налоговые льготы: ЕСН снижен до 14%, также понижен налог на прибыль, а налог на имущество и транспортный налог имеют нулевую ставку. Действует режим свободной таможенной зоны, а также благоприятный административный режим, в частности, резиденты ОЭЗ защищены от негативных изменений законодательства в сфере налогов и сборов, имеют приоритетное право выкупа земли под приватизированными предприятиями и проч.
   На развитии малого инновационного бизнеса в РФ остановилась исполнительный директор Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбина Никконен. Она обратила внимание на то, что лишь 8% роста российской экономики обеспечивается за счет сферы высоких технологий, тогда как в развитых странах этот показатель составляет около 60%. Для развития данной сферы, считает она, необходима структурная перестройка экономики в пользу наукоемких отраслей. А.Никконен сообщила, что на российский рынок в ближайшие годы придет 1,5-2 млрд долларов венчурных инвестиций, и необходимо принять целый ряд мер для того, чтобы бизнес РФ оказался способным их освоить. Одним из действенных механизмов привлечения инвестиций она назвала особые экономические зоны, вопрос работы в которых малых инновационных предприятий «остается открытым».
   ИА "Альянс Медиа"