23.01.2012 Контент в Интернете: иногда они платят Борьба правообладателей и онлайн-пиратов продолжается столько же, сколько существует сам интернет. Очередной горячей темой стал готовящийся в США закон Stop online piracy act (SOPA, "Акт против онлайн-пиратства"), который грозит американцам не только фактической цензурой в интернете, но и проблемами развития интернет-рынка. Ответом на законопроект стал шквал негативных публикаций. Обозреватель Digit.ru составил краткий обзор "историй успеха", позволявших авторам и правообладателям выживать в жестоком мире интернета. Платить или не платить? Долгие годы в интернет-среде бытует мнение о том, что лучший способ бороться с воровством интеллектуальной собственности - это добровольно распространять ее бесплатно. Однако авторы не перестают нуждаться в оплате труда, и приходиться искать некую альтернативу. Предприниматели, работавшие по данной модели, смогли сформировать два основных источника дохода: реклама и пожертвования (модель "плати сколько хочешь"). Несмотря на то, что почти каждая новость о запуске "условно-бесплатного" сервиса для продажи музыки, кино, игр или книг по-прежнему интересна, первые подобные сервисы появились давно. Jamendo Французский музыкальный сервис, запущенный в 2005 году, предлагает своим авторам сразу оба источника дохода. Любой исполнитель может предложить слушателям внести пожертвования (не менее 5 евро), в этом случае администрация Jamendo получает лишь небольшую комиссию за перевод на PayPal-аккаунт музыканта. Во-вторых, исполнители получают половину выручки от рекламы, размещенной на своей странице. Сама музыка бесплатна и распространяется по лицензии Creative Commons (как, например, статьи в Wikipedia), что позволяет использовать ее в различных целях, в том числе в коммерческих. К апрелю 2011 года на сайте было размещено около 45 тысяч альбомов 25 тысяч исполнителей. Информации о выручке или прибыли нет. Несмотря на то, что создатели Jamendo называют свое детище "площадкой для бесплатной музыки номер один в мире", совершить революцию им не удалось - на сервисе почти не найти исполнителей, о которых знал бы кто-то, кроме родственников и друзей самих музыкантов. Тем не менее, сервис нашел применение - например, музыка из Jamendo часто используется авторами подкастов и видеоблогов на YouTube, так как за ее воспроизведение в сюжете не нужно платить отчисления. Также сервис по умолчанию доступен почти на всех популярных Linux-системах, так как их разработчики симпатизируют движению музыкантов-альтруистов. Kroogi Российско-американский аналог Jamendo был запущен в 2008 году, но подошел к проблеме более глобально: на сайте можно найти не только музыку, но и картины, фотографии, видеоработы и литературные произведения. Все материалы продаются по системе "плати сколько хочешь". На сайте размещены работы 45 тысяч исполнителей - что уже больше, чем у оригинального проекта. Согласно официальным данным от создателей "Кругов", около 20% посетителей платят авторам, но данных о конкретной выручке нет. Также, в отличие от Jamendo, на "Кругах" много известных в России музыкантов: "Аквариум", "т.А.Т.у.", Flёur, Animal ДжаZ, tequilajazzz, Markscheider Kunst, "Колибри" и другие. Также есть и известные писатели, например, Евгений Гришковец. Концепция "Кругов" предполагает, что размещая различные виды произведений на одном сайте и сводя вместе различных художников, можно создать многожанровое артистического коммьюнити, площадку для общения авторов и пользователей. Большой акцент делается именно на общении - на сервисе можно проводить мастер-классы, конкурсы и пр. Таким образом, "Круги" создали площадку для распространения работ российских авторов, для которых интернет является одним из основных - или даже единственным - способом завоевать внимание аудитории. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |