17.01.2012 Программа АРБР поможет защитить права потребителей банковских услуг АРБР подготовила программу мер, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей банковских услуг. Ключевыми принципами программы являются соблюдение баланса интересов всех участников рынка, координация усилий министерств и ведомств, внедрение лучшего международного опыта, повышение финансовой грамотности населения. При этом, по оценке АРБР, наибольший эффект может быть достигнут в случае создания специального правительственного органа по защите прав потребителей банковских услуг, который будет действовать в координации с другими ведомствами и профессиональными объединениями. По оценке АРБР, соблюдение баланса интересов на рынке банковских услуг и, прежде всего в области потребительского кредитования, является одним из ключевых факторов развития этого рынка. Чрезмерное давление на банки в условиях постоянно меняющихся правил игры приводит к удорожанию кредита. Ассоциация региональных банков России ведет активную законотворческую деятельность, направленную на создание прозрачных правил игры, понятных всем участникам рынка. Речь идет прежде всего о необходимости принять законы о потребкредитовании и защите прав должников. Не менее важно для повышения эффективности защиты интересов потребителя банковских услуг обеспечить более плотное взаимодействие Минфина, Минэкономразвития и Роспотребнадзора. На примере такого сегмента, как кредитование частных лиц, видно, что сегодня каждое из министерств и ведомств решает отдельную задачу: Минфин готовит закон о потребкредите, непосредственно защитой интересов потребителей занимается Роспотребнадзор, а вопросы взыскания долгов и банкротства находятся в ведении Минэкономразвития. Сегодня необходимо создание единой системы, работающей в интересах потребителя. Другим важным моментом программы, подготовленной АРБР, является изучение и внедрение лучшего международного опыта в области защиты прав потребителей финансовых услуг. Многие вопросы в этой сфере могут эффективно решаться не только государственными органами, но и на уровне профессиональных объединений и ассоциаций, в том числе путем введения отраслевых стандартов работы с клиентами. Ассоциация региональных банков России активно работает над созданием стандартов как в области потребительского кредитования (паспорт кредита), так и в сфере рассмотрения жалоб и внесудебного урегулирования споров. В этой связи необходимо отметить, что текущей мировой тенденцией является создание отдельных органов для защиты прав потребителей финансовых услуг. Ведущие страны приходят к пониманию того, что финансовая сфера серьезно отличается от других сегментов потребительского рынка, при этом ее роль постоянно растет. Соответствующая комиссия была создана в Канаде 10 лет назад и за это время смогла показать свою эффективность. В США после кризиса 2009 года был принят закон Додда-Франка, который предусматривает создание Бюро по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. В Великобритании с 2012 года будет реализована реформа и образован специальный орган - Consumer Protection and Financial Market Authority. Европейский Союз в течение ближайших двух лет планирует создать отдельный орган по защите прав потребителей финансовых слуг. По оценке АРБР, в России также необходимо создать соответствующую службу. Число потребителей банковских услуг в России в 2,5 раза превышает число пользователей интернета. Все перечисленные меры необходимо реализовывать комплексно вместе с программами повышения финансовой грамотности населения, чтобы добиться максимальной эффективности в области защиты прав потребителей банковских услуг. В рамках программ повышения финансовой грамотности одним из приоритетов должно стать формирование ответственного отношения граждан к собственной кредитной истории. ИА "Альянс Медиа" по материалам Ассоциации региональных банков России |