10.07.2008 Электронный бизнес стабильно растет По данным очередного отчета «Состояние электронной торговли в России за 2007 год», опубликованного Национальной ассоциацией участников электронной торговли, объем рынка электронной торговли составил 7,9 млрд долл. (в 2006 году он был на 30% меньше, 6,08 млрд). Комментируя эту цифру, Антон Никольский, исполнительный директор НАУЭТ, отметил, что при обработке данных собственных исследований, а также информации от Росстата и Торгово-промышленной палаты РФ не принимались в расчет такие виды операций, как бронирование туров и авиабилетов через системы бронирования, электронные платежи между пользователями, мобильная коммерция (платежи за мобильную связь) и Internet-трейдинг. С учетом этих транзакций результаты российской электронной торговли за год были бы более впечатляющими. Даже с учетом приведенных ограничений методики исследования можно сделать вывод, что за последние три года рынок электронной торговли стабильно рос. Если разделить весь объем электронной коммерции по типам, то наибольшие рост и объем продемонстрировал сектор B2C, традиционная торговля через интернет-магазины. Объем этого направления в прошлом году составил 3,25 млрд долл. (в 2006 году было чуть более 2 млрд долл.), что означает рост на 56%. Рейтинг магазинов возглавляет широкопрофильный магазин Ozon, за которым следуют Exist (автомобильные запчасти) и Sunrise (компьютерная техника). Основная масса успешных магазинов специализируется на бытовой технике и электронике. Объем торговли в госсекторе (B2G) занимает второе место с показателем 2,37 млрд долл., но этот сегмент рос наиболее медленными темпами. По сравнению с показателем 2006 года (2,27 млрд долл.) прирост составил всего 4%. Объяснение этому факту достаточно простое -- законодательное ограничение на максимальную сумму сделки на электронном аукционе в 1 млн рублей. Но, как считает Никольский, когда в 2010 году это ограничение снимут, сектор госсзакупок ждет бурное развитие. Торговля между юридическими лицами, сегмент B2B, занимает третье место с оборотом 2,29 млрд долл. По сравнению с показателем предыдущего года (1,7 млрд долл.) рост этого бизнеса составил 32%. Такой результат аналитики связывают как с развитием имеющихся электронных торговых площадок (например, в области энергетики и сельского хозяйства), так и с созданием новых. В 2007 году начали функционировать ЭТП компаний ММК, Газпромнефть, Mirax и Сибур. Оборот рынка моментальных платежей в 2007 году составил 14,6 млрд долл., что на 29% больше, чем за предыдущий 2006 год (11,3 млрд долл.). При этом сегодня средний платеж составляет 83 руб. против 76 руб. годом ранее. А количество точек приема электронных платежей от населения увеличилось вдвое и достигло 300 тыс. аппаратов. Что касается структуры моментальных платежей, то лидирует оплата услуг мобильной связи (96% платежей). А на оплату доступа в Internet, кабельное телевидение, коммунальные платежи и погашение кредитов — приходится от 1 до 0,2%. Согласно прогнозам, рынок моментальных платежей будет развиваться пропорционально росту доверия пользователей и увеличению количества точек приема оплаты. Предполагается, что в этом году данный рынок вырастет на 37% и достигнет объема 20 млрд долл. А средний платеж превысит 150 руб. Возможно, скоро эти цифры будут значительно превышены, так как в столичной мэрии обсуждается проект размещения аппарата приема моментальных платежей в каждом подъезде московского дома. ИА "Альянс Медиа" по материалам Издательство "Открытые системы" |