12.01.2012  Российские бизнесмены приготовились к худшему

   Аналитики британской консалтинговой компании Grant Thornton International (GTI) составили рейтинг стран по уровню оптимизма среди представителей бизнеса. Россия находится в середине рейтинга, однако наши бизнесмены смотрят в будущее гораздо пессимистичнее, чем в других государствах группы БРИК.
   Исследование проводилось в четвертом квартале прошлого года, в нем участвовали более 2,7 тыс. компаний по всему миру. От нашей страны их было около ста, в основном средний и крупный бизнес. Авторы доклада пришли к выводу, что сегодня «глобальная уверенность бизнеса балансирует на острие ножа», уровень оптимизма равен нулю. Это обусловлено кризисом в еврозоне: опрошенные предприниматели ожидают, что в нынешнем году расти и развиваться им будет еще сложнее, чем в 2011-м.
   Однако большинство развивающихся государств смотрят в будущее с оптимизмом, в то время как европейцы чаще говорят скорее о крушении надежд. Из группы БРИК наиболее позитивно будущее оценивают бразильские бизнесмены. Индекс их настроений составляет 74%. На втором месте Индия (58%), затем идет Китай (22%).
   Российские же предприниматели оценивают будущее с отрицательным показателем (минус 4%). РФ – единственная страна в БРИК, где пессимистов больше, чем оптимистов. Индекс настроений среди российских бизнесменов снижался на протяжении всего 2011 года. В первом квартале он был положительным и держался на отметке 15%, во втором опустился до 11%, в третьем – уже до 9%. И, наконец, в октябре – декабре произошло резкое падение индекса на 13 пунктов, до отрицательной величины.
   Однако в целом мы на 27-м месте, деля его с Сингапуром, Малайзией и Швейцарией. Самые оптимистичные бизнесмены живут в Грузии и Перу, где индекс составляет 78%. Хуже всего деловые люди ощущают себя в Испании (-62%) и Японии (-72%), именно эти две страны замыкают рейтинг.
   Все ведущие страны ЕС, за исключением Германии, также закончили год с отрицательным индексом: в частности, Италия (-20%), Великобритания (-35%), Франция (-46%).
   Исследования на похожую тему проводились совсем недавно и в России. Правда, не только в бизнес-среде, а шире. Gallup International в декабре 2011 г. провел ежегодный опрос, по результатам которого выяснилось, что уровень оптимизма по отношению к наступающему году в мире снизился на 6 пунктов, а в России (у нас замерами занимался исследовательский холдинг Ромир) – на 27 пунктов. Что касается экономических перспектив 2012 года, то в РФ только 17% респондентов надеются на перемены к лучшему, а 39% ожидают проблем. По данным Аналитического центра Юрия Левады, 55% россиян считают, что наступивший год будет неспокойным для экономики России, и 40% ожидают повторения экономического кризиса 2008 года.
   Член совета столичного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Каневский полагает, что подобные настроения связаны не только с ухудшением экономической ситуации. Люди не понимают, в какую сторону двигается страна. «Проблема в том, что у нас в государстве озвучиваемые декларации не подкреплены ничем, – рассказал он. – Если говорить о предпринимательстве, то на протяжении многих лет говорится об изменении бизнес-климата, но ничего не делается, ни с точки зрения административного давления, ни с точки зрения налогового бремени. Свое дело у нас как было «русской рулеткой», так и осталось. Отсюда и пессимизм».
   Еще одна причина пессимистических настроений отечественных бизнесменов заключается в том, что у них нет ощущения, что от них что-то зависит. «В России, бизнес зависит не от действий самих предпринимателей, а от атмосферы вокруг, – говорит г-н Каневский. – Не важно, что вы делаете, не важно, насколько грамотно построена бизнес-модель, результат вашей работы зависит от огромного количества факторов: курса национальной валюты, цены на нефть, политической ситуации и так далее. То есть от всего на свете, только не от вас самих».
   Управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков считает, что в последнее время появился новый фактор, который играет в настроениях бизнеса ключевую роль. «Речь идет о политической неопределенности и активизации протестного движения, – пояснил эксперт. – Как граждане мы должны радоваться, что есть активность в обществе. Но любой предприниматель понимает, что для бизнеса это очень и очень плохо. Чем активнее протестные настроения, тем больше денег надо закладывать в бюджет на социальные расходы, соответственно тем больше налогов надо собирать с бизнеса, тем больше неопределенность, связанная со спросом».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"