08.12.2009 Омск: франчайзинг может помочь малому бизнесу укрепить свои позиции на рынке На обкатку франчайзинга американцам потребовалось 10 лет. Считается, что именно развитие этой системы предпринимательской деятельности спасло страну от экономического кризиса начала 1990−х. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2008 году каждые пять минут в США открывалось новое предприятие по франшизе. Франчайзинг, перешагнув океан, поспособствовал росту бизнеса в странах Евросоюза и Азии. По данным ТПП РФ, в Европе работает около девяти тысяч франчайзеров, в странах Азии — более семи тысяч. Сколько их работает в России, эксперты затрудняются сказать. По приблизительным оценкам, около 1 000. Но не менее половины из тех, кто объявляет себя франчайзерами, таковыми на самом деле не являются. Мошенничество, бесспорно, сдерживает развитие нового направления. Но это только следствие. О причинах, перспективах и специфике российского франчайзинга, о том, как построить бизнес по новым стандартам и при этом не нанести ущерба бизнесу, говорили участники Первого омского форума франчайзеров, дилерских компаний и совместных предприятий «Поиск партнера – 2009». В мировой практике франчайзинг считается одним из наиболее эффективных способов развития малого бизнеса и основан на передаче во временное пользование франчайзером своей торговой марки, технологий и стандартов. Главные преимущества — быстрый выход купившего франшизу «новичка» в рынок, оптимизация расходов на развертывание бизнеса, минимизация коммерческих рисков. Покупателю франшизы обеспечивается поддержка со стороны франчайзера в становлении бизнеса, обучении персонала — это особенно актуально для начинающего предпринимателя на стартовом этапе. По словам Микаэле Рандолфи, члена Совета директоров компании Chateau d Ax .p.a (Италия), в период кризиса франчайзинг демонстрирует устойчивость. Если в целом потери в розничной торговле Италии достигли 21 процента, то работающие по франчайзингу предприятия сработали «в плюс», нарастив объемы продаж на три процента. За последние шесть месяцев в стране закрылось 80 тысяч магазинов, из них только три франчайзинговые. Такой иммунитет франчайзинговых сетей к кризису бизнесмен объясняет в том числе и отношениями, сформировавшимися между участниками экономической деятельности. В Италии, как и в других странах Европы, США, в которых делают ставку на малые предприятия, действует система поддержки этого сектора экономики в виде льготного налогообложения и других преференций. Помимо господдержки, используются финансовые инструменты. «Ассоциация франчайзеров, объединившая 300 брендов с суммарным оборотом в 26 миллиардов евро, заключила соглашение с банками на оказание помощи в период кризиса», — пояснил Микаэле Радолфи. В России такое пока не практикуется. «Банки, если и финансируют продажу/покупку франшизы, то неохотно и на общих основаниях, которые не всегда приемлемы для малого бизнеса», — констатирует Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзеров. По мнению Инги Рыковой, председателя подкомитета по франчайзингу ТПП РФ, одна из основных проблем, сдерживающих развитие франчайзинга в России, — отсутствие законодательства. Отмечается много ошибок и рисков, связанных с правовым регулированием. Например, термин «франчайзинг» не легализован. Поэтому зачастую происходит подмена понятий, что и открывает лазейку для мошенников. Как ожидалось, пробел в законодательстве должна была восполнить вступившая в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая правовые вопросы интеллектуальной собственности. Но не случилось. По определению Валерия Перкова, франчайзинг — это клонирование успешного бизнеса. В этом и состоит эффективность схемы. Франчайзер за счет передачи брендбука расширяет свой бизнес с минимальными затратами. Для покупателя (франчайзи) сделка выгодна тем, что бизнес уже обкатан на рынке и, по сути, не требует таких усилий для раскрутки, как бизнес, что называется, с низкого старта. Микаэле Рандолфи убежден: опытный франчайзер заинтересован в быстром становлении и развитии франшизополучателя, поэтому всегда окажет необходимую поддержку. В качестве одного из примеров такой оперативной помощи он предлагает накопленные опыт и знание конъюнктуры рынка. Но в преломлении российской действительности лжефраншизы пока клонируются едва ли не быстрее легальных. По экспертной оценке Анатолия Тупицына, представителя компании «Бизнес на продажу» (Новосибирск), в общей массе действующих отечественных франчайзеров профессиональных — лишь единицы. Большая часть относится к так называемым дутым франшизам, или пустышкам. При детальном изучении предлагаемый пакет бизнес-процессов оказывается не проработанным, а конечной целью мнимых франчайзеров становятся финансовые махинации. «Владельцы модной в свое время сети общепита «Чайная ложка» предложили открыть пункты питания в заведомо непроходных местах — на выходе торговых центров по продаже продуктов питания. То есть человек с полной корзиной покупок выходит, направляется к машине, чтобы ехать домой — а тут блинчики предлагают. Значит, вариант заведомо провальный. Сетевики-то расширились, получили паушальные взносы, а франчайзи вложился и прогорел», — комментирует Анатолий Тупицын. Именно малый бизнес в силу своей локальности и слабой защищенности, по мнению эксперта, наиболее уязвим для мошенничества. Поэтому и становится средой для размножения лжефраншиз. Но, по мнению Инги Рыковой, путь становления со всеми издержками пройти необходимо. Только так можно отработать механизм, максимально адаптированный к условиям российской экономики. Несколько замедленные темпы в развертывании отечественного франчайзинга эксперты также связывают с психологическими факторами. Предприниматели просто не решаются использовать новые схемы. Но, как уверяют участники форума, синдром боязни неизвестного пройдет достаточно быстро. «Франчайзинг «шагает» в регионы, это говорит о растущей предпринимательской активности», — отмечает Инга Рыкова. По мнению Юлии Приваловой, генерального директора компании JandS, именно в кризис, в непростых социально-экономических условиях, предприниматели ищут инновационные способы повышения конкурентоспособности своего бизнеса на рынке: «В рамках франчайзинга взаимодействие партнеров не ограничивается исключительно технической передачей данных, важное значение имеет интеллектуальная составляющая. Таким образом, конечным результатом работы интегрированной сети становится новый продукт, который, в свою очередь, постоянно качественно совершенствуется». Участники форума считают, что именно франчайзинг может поспособствовать малому бизнесу укрепить свои позиции на рынке. «Франшиза позволяет выживать. По сути, это ответ малого бизнеса крупным сетям, возможность объединиться и самим стать больше», — считает Анатолий Тупицын. Но, по мнению эксперта, для того чтобы система заработала и впоследствии не распалась, франчайзер должен подумать над якорями для франчайзи — о том, что их будет связывать, объединять. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Сибирь" |