11.01.2012  Оренбургская область: бизнесмены Орска уходят в глубокий кризис

   В 2011 году в Орске произошёл спад деловой активности: порядка 20 процентов предпринимателей прекратили бизнес. По некоторым данным, негативная тенденция продолжится в 2012 году. Такой печальной картины не наблюдалось даже в кризисные 1998 и 2008 годы. Налоги от малого бизнеса – пусть и небольшая, но одна из статей бюджета Орска. Их недобор не позволит решить часть социальных городских программ. Аналитики утверждают, что в свете новых требований правительства страны спад деловой активности может отрицательно отразиться на развитии города в целом.
   "Мы провели анализ деятельности индивидуальных предпринимателей города, – рассказывает начальник УФНС по Орску Владимир Степанов. – В январе 2011 года их насчитывалось 7447 человек, за год ушли из бизнеса 1379 предпринимателей – это 18,5 процента от всего количества. Половина из них за год показали нулевую балансовую отчётность. Это доказательство того, что они не получали прибыль весь год. Как видите из статистики, спад ИП в Орске есть. Основная доля предпринимателей ушла из бизнеса по собственному желанию".
   Вместе с тем Владимир Степанов уточнил, что за прошлый год налоговые органы выдали 957 патентов новым предпринимателям, и сегодня на налоговом учёте в Орске состоят 7025 человек, то есть фактически за год численность ИП уменьшилась на 422 человека. Однако не стоит забывать, что на раскрутку бизнеса новоиспеченным предпринимателям потребуется определённое время и средства.
   Причин кризиса орского малого бизнеса называется множество, и одна из них – неправильно выбранное налогообложение. Но, как заверили налоговики, из бизнеса уходили в равной мере и предприниматели, применявшие упрощённую систему налогообложения, и те, кто применял единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
   Большинство предпринимателей называют иные обстоятельства, негативно отразившиеся на бизнесе. 65 процентов предпринимателей считают, что наиболее важно для развития бизнеса снижение налогов. Они говорят о том, что резкое повышение страховых взносов с 14 до 34 процентов, которое произошло в 2011 году, губит малое предпринимательство. На втором месте предприниматели отметили недостаточную финансовую поддержку со стороны государства.
   Напомним, любой безработный орчанин может получить от государства стартовый капитал в размере порядка 60 тысяч, далее стать соискателем на областной грант в размере 200 тысяч, но это капля в море. В третью очередь предприниматели просили оказать содействие властей в расширении рынков сбыта. Однако все перечисленные причины не самые главные в уменьшении количества желающих иметь собственный бизнес.
   "Увеличение налогового бремени? Возможно, это сыграло какую-то роль, – продолжил Владимир Степанов. – Но, на мой взгляд, оно едва ли стало основной причиной массового снятия предпринимателей с налогового учёта. Из тех, кто прекратил свою деятельность, 55 процентов занимались оптовой или мелкорозничной торговлей – это порядка 753 человек. Покупательская способность горожан становится ниже. Покупательский спрос имеет синусоидный характер: от праздника к празднику, от зарплаты до зарплаты, да и средний уровень зарплаты у горожан остаётся невысоким. Люди думают, что им нужнее: обеспечить себя продуктами питания, расплатиться с коммуналкой или купить иные товары первой необходимости. Небольшой процент – 3,5 от общего числа ушедших предпринимателей – были задействованы в строительстве, производстве и сфере услуг. Впрочем эта категория предпринимателей всегда в городе была незначительной в количественном отношении".
   "У нас стало меньше предпринимателей, потому что большинство заняты в сфере торговли, а покупательская способность в Орске невысока, – отметил директор одного из городских рынков. – Цены растут, а зарплаты нет. Можно сказать, что сетевые магазины завоевали рынок, и мелким продавцам сложнее стало с ними конкурировать. Я разговаривала с нашими продавцами, и они говорят, что после новогодних распродаж многие собираются закрываться. Поэтому после праздников опять ожидается спад индивидуальных предпринимателей".
   "В 2011 году наметился огромный спад индивидуальных предпринимателей, – согласился с коллегой директор рынка «Центральный» Виктор Анохин. – Причин может быть несколько. Во-первых, наша крупная промышленность не прогрессирует. Те предприятия, что есть в городе, не наращивают мощь, не модернизируются. Новые рабочие места создаются неактивно. С конца 90-х произошёл резкий спад количества рабочих мест. Если в 2000 году на заводы и фабрики ходили около 100 тысяч орчан, сегодня – порядка 54 тысяч. Если не ошибаюсь, более 100 тысяч человек получают различную социальную поддержку. Во-вторых, неконтролируемо растут цены, постоянно увеличиваются тарифы на энергию, коммунальные услуги, горюче-смазочные материалы. Падает покупательская способность. Просто у народа нет нормальных доходов. Реально государство ничего не даёт, никаких предпосылок, чтобы малый бизнес развивался. Сегодня в основной своей массе предприниматель занят только торговлей. У предпринимателей нет мотивации развивать производство или сельское хозяйство. Строительство упало. Нет хороших предпринимателей или фермеров. Что касается повышения налогового бремени, то большой разницы между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами нет – налоги выросли для всех. Земельные налоги от них не отстают, увеличиваются коммунальные платежи. Всё это закладывается в цену товаров и услуг, которые предлагают предприниматели. Вместе с тем уровень зарплаты годами не растёт. Сегодня весь мир живёт налогами от малого и среднего бизнеса – это порядка 70-80 процентов налоговых поступлений в бюджеты развитых стран. А у нас?..".
   Причин, способствующих уменьшению количества предпринимателей, несколько. С одной стороны, малая толика предпринимателей задействована в производстве. Но если говорить о лёгкой промышленности, то штучная продукция швейников не может конкурировать с китайским ширпотребом.
   Основная часть предпринимателей организовывала бизнес в сфере оптовой и розничной торговли. На цену предлагаемого товара или услуг влияет увеличение налоговых отчислений, рост коммунальных тарифов, цены на энергоносители и ГСМ, повышение арендной платы. В результате стоимость товаров для потребителей постоянно растет, и предприниматели-одиночки сталкиваются с сетевыми магазинами, которые предлагают низкие цены, большой выбор и льготные условия кредитования. Вывод напрашивается сам собой. Чтобы наметился прогресс в малом бизнесе, нужны другие подходы на государственном уровне. С одной стороны, необходимо мотивировать предпринимателей заниматься не только торговлей, оказывать большую поддержку, и не только финансовую. С другой – нужно развивать промышленность, модернизировать, стремиться увеличивать доходы населения.
   Но вернёмся к тому, как развитие малого бизнеса может повлиять в целом на развитие Орска. Не так давно правительство России поставило новые жёсткие требования перед регионами и муниципалитетами: чтобы получить федеральные деньги или льготные кредиты на развитие хозяйства, требуется умение самим зарабатывать деньги, привлекать их в свои регионы и города. Как отмечают аналитики, спад деловой активности 2011 года в Орске может негативно повлиять на получение федеральных субсидий. Правительство решило организовать Гарантийный фонд, средства которого будут распределять между прогрессирующими регионами. Теперь, чтобы получить федеральные деньги из Гарантийного фонда, требуется показать свою инвестиционную привлекательность. То есть развивать на своей территории все виды бизнеса – как крупного, так и малого.
   Сегодня в городе есть свои проекты. Солидные банки и инвестиционные компании готовы вкладывать в них капиталы. Однако всё это касается крупных предприятий. Возможно, дальнейшее развитие промышленных предприятий приостановит кризис малого бизнеса в городе. Но когда это произойдёт? Сегодня вкладывать деньги в малый бизнес в Орске считается невыгодным. Сфера торговли, как показала практика, не резиновая. Всем места не хватит. Здесь способны выживать крупные сетевые магазины. В то же время имеются ниши для организации бизнеса.
   Незначительно в малом бизнесе представлены строительная отрасль, фермерские хозяйства, переработка сельхозпродукции, предоставление коммунальных услуг, производство товаров. Торговля была и остаётся самым простым видом бизнеса. Купил дешевле – продал дороже. Не надо думать о сырье для своего производства, решать вопросы сбыта продукции или постоянно искать клиентов для предоставления услуг.
   "Чтобы развить сферу производства среди малого и среднего бизнеса, необходимо в первую очередь сместить налоговую нагрузку с производителя на продавца, – высказал своё мнение член Комиссии Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам развития предпринимательства в России Владимир Коган. – Сейчас производителям приходится нести большее налоговое бремя. Поэтому выгоднее заниматься торговлей. Необходимо для производителей создать льготное кредитование. Что касается поддержки предпринимательства властями, то она также несовершенна. В Стратегии развития региона прописаны пункты по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Но хоть один из них сегодня работает? Для хорошего инвестиционного климата в регионе нужно, чтобы обещания властей не носили декларативный характер, не расходились с делом".
   Увы, слабая экономическая мотивация для организации бизнеса, не связанного с торговлей, не способствует нормальному процветанию иных сфер предпринимательства. Продав квартиру или взяв кредит, мало кто захочет инвестировать в организацию фермерского хозяйства свои деньги. Чего не скажешь о западных странах, где столетиями культивировался малый и крупный бизнес.
   В отличие от России, на Западе считают, что малый бизнес нуждается в серьёзной помощи государства. К примеру, в Германии, Франции малое предприятие освобождается от всех налоговых выплат на два года. В Испании эта мера действует в течение 5 лет. В кризисные годы представителям малого бизнеса выплачиваются подъёмные деньги. Проще система налогообложения, меньше бюрократических препон. Отсюда в США доля малого бизнеса – 35% чистого дохода и 30% всего экспорта. Во Франции и Германии налоговые отчисления от малого и среднего бизнеса в бюджеты разных уровней доходят до 50%. 57 процентов продукции в Японии создаётся малыми предприятиями. В Италии на него приходится примерно 95% национального дохода. Доля малого бизнеса в ВВП России порядка 20%. Доходы от предпринимательской деятельности в орском бюджете – 4,2%. Как говорится, что посеешь – то и пожнешь, сообщает Орен.ру.
   ИА "Альянс Медиа"