10.12.2006  Как бизнесмену защитить себя, бизнес и права во время проверки

   Любой предприниматель знает: занялся бизнесом, будь готов к тому, что к тебе в любое время могут нагрянуть проверяющие инстанции. Контролирующих органов много. Но наиболее часто предприниматели сталкиваются с проверками, которые проводят органы внутренних дел, налоговые органы, Роспотребнадзор (объединивший Санэпиднадзор и Росторгинспекцию), Государственная противопожарная служба, органы местного самоуправления, строительного надзора, таможенного, валютного и бюджетного контроля и так далее.
   В начале девяностых годов проверки буквально задушили предпринимателей. Это признало и само государство. Поэтому в 2001 году и был принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В этот документ неоднократно вносились изменения, тем не менее в России он действует и служит своеобразной защитой бизнеса от многочисленных проверок. В каждом ведомстве существуют и различные инструкции, приказы, положения о том, что могут делать контролеры, а что им категорически запрещено. Есть еще Налоговый и Таможенный кодексы РФ, Закон "О милиции", ряд других нормативных актов, к которым можно прибегнуть, если вы чувствуете, что проверяющий зашел слишком далеко и озабочен явно не тем, чем должен.
   Конечно, предприниматель - не юрист, все законодательство он знать не может, да это и не всегда нужно. Тем не менее есть несколько основополагающих моментов, которые помогут бизнесмену защитить себя, свой бизнес и свои права в то время, когда к нему пришла проверка.
   Вот несколько советов, которые дали юристы и специалисты Агентства по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленной палаты РТ. Итак, у вас на пороге появился проверяющий. Первый совет: не паникуйте, еще ничего страшного не произошло. Очень вежливо и доброжелательно попросите проверяющего (или проверяющих) представиться. Обязательно попросите документы, которые удостоверяют их полномочия. Не стесняйтесь выписать на отдельный листок имена и должности проверяющих, адреса контор, которые они представляют, попросите их служебные телефоны. Помните, что любая проверка проводится по постановлению контролирующего органа. У проверяющих должна быть специальная бумага, где написано, что и где они уполномочены проверять. Сей листок - не филькина грамота. Он должен быть подписан - ни много ни мало - начальником (или заместителем начальника) ведомства, которое решило провести проверку.
   И еще одно немаловажное обстоятельство. В основном контролирующие органы работают по территориальному признаку. Если ваше предприятие находится в одном районе, а, скажем, приехали налоговые инспекторы из другого, то это серьезное нарушение закона.
   Органы милиции также работают по территориальному признаку, поэтому обращайте внимание на то, откуда к вам пожаловали проверяющие.
   Руководитель правового центра Торгово-промышленной палаты РТ Олег Елифанов отметил, что есть безусловное правило, действующее при всех проверках. Если для предпринимателя "разрешено все, что не запрещено", то для проверяющего "запрещено все, что не разрешено". Кроме того, при наложении штрафа или другого наказания именно на контролирующей стороне лежит обязанность доказать, что вы нарушили законодательство.
   По результатам проверки всегда составляется акт. Не торопитесь отказываться от подписания этого документа, если он вас не устраивает. Лучше всего, советует Олег Елифанов, на этом документе написать: "С актом (протоколом) не согласен". Поставить свою подпись и число. Если проверяющие потребуют от вас разъяснений, не нужно торопиться их давать. По закону у вас есть несколько дней, чтобы грамотно сформулировать свое несогласие с актом проверки. И еще. Обязательно поставьте прочерки в тех графах, которые не заполнены, потребуйте для себя второй экземпляр акта. Впоследствии в них может появиться что-нибудь не очень для вас приятное. Если не предоставляют второй экземпляр акта, напишите на первом экземпляре, что вам отказались предоставить копию протокола, несмотря на ваше требование.
   Неподписанный акт - это чаще всего документ, свидетельствующий против вас. Или потом он может оказаться документом, который "сыграет" не в вашу пользу. У контролеров, которые провели проверку с нарушениями законодательства, всегда есть шанс и возможность что-то подправить в неподписанном документе (если к тому же предприниматель не взял для себя второй экземпляр).
   Опытные юристы советуют предпринимателям: фиксируйте каждый шаг проверяющих. И сотрудники контролирующих органов допускают со своей стороны нарушения закона, которыми впоследствии можно воспользоваться. Не случайно сегодня адвокаты, владеющие процессуальным правом, ценятся гораздо больше, чем те, которые владеют правом материальным.
   Принятый Закон РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предписывает, что плановая проверка того или иного контролирующего органа может быть проведена не более одного раза в два года. Проверки могут быть и внеплановые, но для этого должны быть чрезвычайно веские основания. Например, если контролирующие органы получили информацию об обстоятельствах, которые могут нанести вред здоровью, имуществу людей, окружающей природе и т.д., если граждане обращаются с жалобами на нарушения их прав со стороны предпринимателей и предприятий.
   Если источником информации служит анонимное обращение, то такая жалоба не должна приниматься во внимание, однако, к сожалению, контролирующие органы реагируют и на "анонимки". Предприниматель также должен помнить, что данный закон не распространяется на все сферы контроля. Органы налогового, лицензионного контроля, предварительного следствия и дознания действуют на основании иных документов.
   Проверка не должна проводиться более тридцати дней. Конечно, проверяющие могут найти причины для "задержки", но привлеченный к этому делу адвокат (а без него обойтись тут трудно) поможет вам найти правильный выход.
   Лучше всего вести журнал проверок, советует заместитель генерального директора Агентства по развитию предпринимательства О. Чиркова. Представитель контролирующего органа после каждой проверки должен оставлять соответствующую запись в таком журнале, причем с указанием даты. Если к вам раньше чем через два года пожалуют проверяющие из той же конторы, то вы всегда можете показать им журнал, где расписался их коллега.
   Не секрет, что некоторые проверяющие идут к бизнесменам отнюдь не из-за отстаивания государственных интересов. Одни действуют по наводке конкурирующих фирм, которые пытаются осложнить жизнь своим соперникам, другие выполняют заказ местных властей, которые таким образом пытаются "укротить" строптивых предпринимателей.
   Кстати, Казахстан решил эту проблему кардинальным способом. Там создан специальный государственный центр, где все проверяющие оставляют запись: куда они идут с проверками, зачем, на основании каких сигналов, там же фиксируются и результаты проверок. Ни один контролер без такой записи не может направиться ни на одно предприятие. Для России такой центр был бы крайне необходим. Но тогда многие контролеры остались бы без работы.
   Как выяснилось, предприятия (и крупные, и небольшие) довольно часто оспаривают решения контролирующих органов в суде. И дело тут не в том, что налоговые органы стали действовать грамотнее, что предприниматели не рискуют спорить с налоговиками. Причина в изменениях законодательства. Дело в том, что в нынешнем году введен внесудебный порядок рассмотрения подобных споров: если размер санкций, из-за которых этот самый спор возник, составляет менее 50 тысяч - для юридических лиц и менее пяти тысяч рублей - для индивидуальных предпринимателей.
   С нового года число дел, связанных со спорами с контролирующими органами, скорее всего, сократится. И вновь это связано с изменениями в законодательстве, а точнее в Налоговом кодексе РФ. В чем суть нововведений?
   С первого января 2007 года вносятся поправки в статьи 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Теперь налоговые санкции (независимо от размера) могут быть взысканы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без решения суда.
   Отныне предприниматель будет вынужден опротестовывать решения налоговых органов, находясь в несколько ином положении. Раньше, идя в суд, он оставался при своих деньгах и имуществе, он решал задачу, как эти деньги не отдать, защитить. Сейчас он этих денег может лишиться, их придется возвращать, а это гораздо сложнее.
   С 2009 года ситуация еще более усложнится. Если сейчас у юридических и физических лиц есть возможность выбирать, как реагировать на действия тех же налоговых органов: либо писать жалобу в вышестоящие налоговые инстанции, либо сразу обращаться в суд, то с 2009 года порядок будет несколько иным. Нужно будет сначала написать жалобу в вышестоящий налоговый орган, дождаться от него ответа и только потом направлять заявление в судебные органы. То есть процедура усложнится, растянется на неопределенный срок.
   Словом, никто не обещает предпринимателям легкой жизни. И рецепт выживания бизнеса, в общем-то, простой: работать по закону, знать нормативные документы, свои права и обязанности, чаще советоваться с юристами. А уж если возникла необходимость защитить свои права, нужно действовать - под лежачий камень вода не течет. Но не переборщите: всегда следует взвесить, что выгоднее: заплатить штраф или судиться? На судебных издержках в случае проигрыша можно потерять гораздо больше. Да и сами налоговые органы будут более пристально наблюдать за строптивым налогоплательщиком.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Республика Татарстан"