21.06.2009 Казахстанский эксперимент: как развивать МСБ в трансформационных экономиках Вышла в свет книга «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». В ней описан новый подход к совершенствованию институциональной среды для малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках. Этот подход, получивший название «позитивная реинтеграция», был разработан в рамках исследовательского проекта, который Институт национального проекта «Общественный договор» при участии экспертов Бюро экономического анализа и экономистов группы «СИГМА» реализует в партнерстве с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан. Новый подход учитывает опыт и уроки российской модернизации, в частности, «дебюрократизации» (то есть устранения избыточных административных барьеров предпринимательства), и предлагает более тонкую и комплексную систему взаимодействий между государством, бизнесом и обществом. Принципы позитивной реинтеграции развернуты в целый комплекс практических мер. В текущем году в Казахстане будет проведена пилотная апробация некоторых из них. «Полит.ру» публикует наиболее интересные тезисы и фрагменты вышедшей книги. Малый и средний бизнес (МСБ) незаменим при решении экономических и социальных задач, стоящих перед трансформационными экономиками. В частности, МСБ: • создает многочисленные рабочие места; • обеспечивает широту спектра доступных товаров и услуг, создает новые рынки: • выступает в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий; • в силу близости к потребителю и информационной открытости гибко реагирует на меняющиеся условия на рынке и тем самым способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия участников рынка. Эти функции МСБ представляют собой положительные внешние эффекты для прочих общественных групп; таким образом повышается совокупное общественное благосостояние. Излишнее административное давление на МСБ не только наносит прямой ущерб ему самому, но и блокирует положительные внешние эффекты для всей экономики и социальной сферы. Специфика трансформационных, особенно постсоветских экономик, состоит в том, что для решения проблем административного давления субъекты МСБ пытаются не добиваться изменения общих правил, а формировать для себя индивидуальные условия, используя влияние на чиновников разных уровней. Ресурсы, которые уходят на создание таких «персональных оазисов» (например, взятки), по существу представляют собой инвестиции в порчу общей институциональной среды и поддерживают воспроизводство ее низкого качества. Эта модель устойчива, поскольку стимулы к ее изменению есть только у «неудачников» - тех, кто не смог или не захотел приспособиться к сложившейся ситуации. Их переговорная сила мала и не способна переломить существующую тенденцию. Движущей силой перемен в этих условиях может быть только центральное правительство, а стимулом — давление внешней конкуренции. Предлагаемая для Казахстана попытка сдвинуть это неэффективное равновесие опирается на яркую выраженность обоих факторов – сильной центральной власти и вызовов глобального кризиса. Исследования показали, что административные барьеры, с которыми сталкивается казахстанская фирма на различных этапах своей деятельности, в значительной степени схожи с теми, с которыми приходится иметь дело российским предпринимателям. Поэтому при разработке предложений для Казахстана полезно учесть успехи и неудачи российских реформ, осуществленных несколько раньше, в первую очередь - «дебюрократизации» начала 2000-х. Суть ее состояла в снижении административных барьеров путем оттеснения бюрократии. Эта работа была довольно успешной: издержки бизнеса на преодоление административных барьеров удалось снизить с 11 до 8 копеек на рубль оборота. Вместе с тем сейчас уже очевидно, что выгоды от дебюрократизации достались скорее среднему, чем малому бизнесу, и не привели к улучшению конкурентной ситуации. В частности, оказалось, что фирмы, уже занимающие на рынке устойчивое положение, заинтересованы в сохранении административных барьеров, чтобы затруднить вход на рынок новых участников. «Проигравшие» бюрократические группы с годами замещались новыми, более сильными, которые стали использовать гораздо более мощные и непрозрачные инструменты давления на бизнес. В результате через некоторое время издержки вновь начали медленно расти. Новый подход, разработанный для Казахстана с учетом опыта и уроков российской дебюрократизации, опирается на более тонкие, «неконфронтационные» многосторонние схемы взаимодействия бизнеса, общества и власти. ИА "Альянс Медиа" по материалам Полит.ру |