30.12.2011 Главные IPO интернет-компаний в 2011 году Одной из главных тенденций IT-рынка в уходящем году стала череда первичных публичных размещений акций (IPO) популярных онлайн-сервисов на американских биржах, которая в 2012 году может быть продолжена лидерами рынка - соцсетью Facebook и сервисом микроблогов Twitter. Относительно неблагоприятная ситуация на фондовых рынках США и Европы частично вмешалась в планы интернет-сервисов в 2011 году, вынудив некоторые из них отложить IPO, либо снизить первоначально планируемый ценовой диапазон. Однако подогреваемый СМИ интерес инвесторов к акциям интернет-компаний сыграл на руку последним - оценку в несколько миллиардов долларов смогли получить как компании со стабильными финансовыми показателями, так и низкоприбыльные сервисы, бизнес-модель которых находится под вопросом. Некоторые компании, уже зарекомендовавшие себя среди потенциальных инвесторов как способные генерировать прибыль, оказались более устойчивыми к колебаниям фондового рынка. Результаты IPO соцсети LinkedIn, организаторы которого неоднократно подвергались критике за недооценку компании, выглядят наиболее стабильно. LinkedIn разместилась в мае по цене 45 долларов за акцию, однако в первый же день их стоимость на нью-йоркской бирже удвоилась и с тех пор ни разу не падала до уровня размещения. В ходе IPO инвесторы оценили компанию, которая зарабатывает на платных объявлениях и рекламе, в 4,25 миллиарда долларов, однако сейчас ее стоимость оценивается примерно в 6 миллиардов долларов. IPO поисковика "Яндекс", которое стало первым за последние пять лет размещением российской компании на американской бирже NASDAQ и в ходе которого компания была оценена более чем в 8 миллиардов долларов, большинство экспертов признали успешным. Торги акциями компании начались в конце мая, стоимость акций на IPO составила 25 долларов. Однако, несмотря на то, что "Яндекс" остается лидером российского рынка поисковых систем и отчиталась о росте прибыли за девять месяцев 2011 года на 52%, негативные рыночные тенденции затронули и ее - в сентябре акции компании впервые упали ниже цены размещения, а на закрытии торгов 28 января их стоимость составляла 19,3 доллара. Сомнения инвесторов Компании, получившие своеобразный "кредит доверия" от инвесторов в уходящем году, прежде всего, из-за специфики своих финансовых результатов, частично поддались негативным тенденциям рынка. Убыточный сервис интернет-радио Pandora провел IPO на нью-йоркской бирже по цене 16 долларов за ценную бумагу, в результате чего был оценен в 2,5 миллиарда долларов. Однако инвесторы пока не очень верят в перспективы бизнес-модели Pandora - с июля акции сервиса торгуются ниже цены размещения. Скидочный сервис Groupon, вынужденный несколько раз откладывать IPO и в итоге снизить первоначально планируемую сумму из-за нестандартных финансовых показателей и неблагоприятной ситуации на рынке, разместился в начале ноября по цене 20 долларов за акцию. Хотя пока акции компании торгуются вокруг цены размещения, аналитики опасаются, что из-за растущей конкуренции и ослабления экономики сервис может испытывать трудности с наращиванием прибыли. Последним крупным IPO уходящего года стало первичное публичное размещение акций разработчика игр для соцсетей Zynga. Компания в середине декабря продала 100 миллионов, или 11% своих акций, по 10 долларов за ценную бумагу. Однако с тех пор акции Zynga торгуются в диапазоне 9-10 долларов, поскольку инвесторы настороженно относятся к зависимости финансовых показателей Zynga от Facebook - разработчик получает более 90% выручки за счет размещения игр в этой соцсети. Лидеры на подходе Ожидаемое рынком первичное публичное размещение акций Facebook и Twitter может в 2012 году стать логическим продолжением серии IPO интернет-ресурсов. Аналитики неоднократно называли размещение LinkedIn, Groupon, Zynga и других игроков рынка проверкой интереса инвесторов к индустрии в преддверии IPO ее лидеров. Однако и Facebook, и Twitter пока не конкретизируют планы IPO. Хотя руководство Facebook признавало, что выход компании на биржу неизбежен, сроки его остаются загадкой. Администрация Twitter и вовсе заявляет, что сервис намерен по возможности оставаться в частном владении. В то же время, размеры прибылей и число акционеров могут вынудить компании раскрыть финансовые показатели, либо разместиться на бирже раньше, чем планировалось. Сейчас в США действует так называемое "правило 500", по которому компания обязана провести IPO или начать иным способом отчитываться о своей финансовой деятельности, если число ее акционеров - 500 или более. Facebook и Twitter неоднократно пытались ограничить распространение акций, а сервис микроблогов в конце декабря выступил против самого "правила 500", назвав его устаревшим и не соответствующим трендам интернет-индустрии. По неофициальным данным, Facebook может в ходе IPO во втором квартале 2012 года привлечь до 10 миллиардов долларов и добиться оценки в 100 миллиардов долларов. Последние раунды инвестиций позволяли оценить стоимость Twitter в 8 миллиардов долларов. Чего ожидать? Бизнес-моделям интернет-сервисов, как уже вышедших на биржу, так и лишь планирующих IPO, в грядущем году предстоит проверка на доверие инвесторов. Убыточным компаниям придется активизировать усилия по наращиванию прибыли, стартапам с высокими расходами на маркетинг и привлечение новых клиентов - искать способы эффективно их покрыть, а сервисам из сегментов с активной конкуренцией - разрабатывать креативные решения и продукты, а также искать новые источники дохода. Неизбежно и сравнение новоиспеченных публичных компаний с ветеранами рынка - компаниями Google, Yahoo и AOL, чьи доходы, в основном, зависят от рекламы. Результаты "теста на доверие" отразятся на рынке социальных онлайн-ресурсов в целом. Западные аналитики неоднократно говорили о возможности "пузыря" на интернет-рынке, где оценочная стоимость частных компаний доходит до десятков миллиардов долларов. Доказать инвесторам собственную состоятельность и финансовую стабильность будет как в интересах отдельных компаний, так и в интересах всего ИТ-рынка в целом. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |