29.12.2011 А.Шаронов: инвесторов, вкладывающих в производство, мы будем стимулировать Москва в 2012 году расширится за счет земель Подмосковья. На этих территориях предполагается развивать международный финансовый центр (МФЦ). О том, в какой стадии находятся работы по созданию МФЦ и будут ли предусмотрены льготы для инвесторов, рассказал заместитель мэра столицы по экономической политике Андрей Шаронов. В: Сейчас Москва занимает 61-е место в списке международных финансовых центров, составленном лондонской консалтинговой компанией Z/Yen Group, в котором всего 75 городов. Что позволило Москве подняться на семь пунктов вверх, по сравнению с показателями в начале года? О: Рост позиции Москвы в рейтинге - это, прежде всего, результат работы с рейтинговым агентством с целью повысить visibility, то есть понятность и заметность Москвы. В данном рейтинге МФЦ разделены на четыре группы, и Москва попала в самую фундаментальную, то есть в глобальные международные универсальные финансовые центры. Это фундаментальные центровые игроки, к числу которых относятся такие уважаемые конкуренты, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Гонконг, Шанхай и Мумбаи. В: Сколько понадобится времени Москве, чтобы попасть в "десятку" МФЦ? О: Я бы считал, что мы хорошо поработали, если бы разницу с нынешними показателями преодолели за пять лет. Пусть за это время будет не место в "десятке", но обязательно в "двадцатке", не ниже. То есть мы должны подняться на 40 пунктов. В: Аналитики отмечают, что объективные показатели состояния финансовой системы страны ухудшаются, и необходимы быстрые конкретные меры, которые привлекли бы внимание к Москве как к МФЦ, но пока таковых нет. Что могло бы послужить рывком? О: Когда мы анализировали, что нужно сделать, чтобы столица стала МФЦ, мы выделили три группы показателей. Первая группа - специальная, то есть наличие специализированной финансовой инфраструктуры: биржи, центрального депозитария, клиринговой системы, законодательства о рынке ценных бумаг, системы расчетов, информационной системы. Это самая простая часть задач, потому что она конечна, и есть мировые образцы в качестве примеров, а в России есть специалисты, которые делали информационные системы для самых развитых МФЦ и крупных банков в мире. Поэтому здесь я вижу наименьшие сложности. Вторая часть, которая в наибольшей степени близка Москве, - это физическая инфраструктура, качество жизни. Ведь трудно себе представить, что если даже мы создадим самую передовую финансовую машину, а в городе будет грязно, опасно и не престижно жить, то наши шансы равны нулю. Кроме этого, нам надо развивать открытость города и толерантность жителей к гостям, поскольку МФЦ - это большое количество иностранцев. За сколько лет можно сделать Москву чистым и безопасным городом? Не меньше чем за 10-20 лет, при том, что другие города, с которыми мы конкурируем, тоже не будут стоять на месте. В: Какие еще задачи у Москвы по созданию МФЦ? О: Третья задача не менее сложная и касается делового климата. И вот здесь возникают большие проблемы. Иностранцы считают, что у нас низкая степень защиты бизнеса, собственности, низкое качество судебной системы и государственного регулирования, по сравнению с теми, на кого мы ориентируемся. Это достаточно сложная задача, хотя это больше зависит от политической воли. Здесь вопрос стоит об изменении законодательства и правоприменения, судебной системы, качества бизнес-среды. И негативные факты оттока капитала говорят о том, что бизнес "голосует ногами", и, конечно, возникает ситуация, которая снижает наши шансы на продвижение вверх. То есть мы можем улучшать ситуацию в одних секторах, и это будет давать свой результат в виде роста части этого рейтинга, но в других частях мы будем оставаться внизу или расти гораздо медленнее, и это будет сдерживать общий прогресс, общую оценку нас как МФЦ. В: Новые территории повышают шансы Москвы как международного финцентра, так как там будет создаваться современная инфраструктура. Есть ли уже проекты или предложения? О: Новые территории создают новый центр притяжения, снижая транспортное напряжение в историческом центре, то есть делая более комфортной традиционную территорию Москвы. Вряд ли это будет какая-то локальная зона, она распределится по всей территории новой и старой Москвы. Но проектов пока нет. Надо отметить, что банкиры предпочитают работать там, где удобно, в зависимости от транспортной доступности, престижности района, близости к клиентам. Поэтому мы-то можем скомандовать, чтобы они там-то развивали свой бизнес, но если они поймут, что их клиенты туда не поедут, они тоже туда никогда не поедут, или значительное количество офисов будут держать в понятных им частях Москвы именно с ориентацией на клиентуру. В: Когда может быть создан такой район? О: Это зависит от того, как быстро частные девелоперы начнут развивать эту часть Москвы и согласятся ли они с тем, чтобы вложить свои деньги в такое целевое назначение. Я не думаю, что это будет универсально-финансовый район, все-таки современное градостроительство говорит о преимуществе смешанных зон, когда там есть и рабочие места, и зона для жилья, развлечения, шопинг, зеленые зоны. Если это так получится, то шанс у такой территории выше. В: А что будет со зданиями тех учреждений, которые могут переехать из центра Москвы за МКАД на новые территории? Есть ли идея использования этих площадей? О: Наверное, они должны быть реализованы, и часть вырученных денег может быть направлена на развитие новых территорий, а в каких-то случаях эти площади должны быть сохранены с изменением назначения на культурные цели, не связанные с госуправлением. Где-то они могут быть проданы для реализации гостиничной программы. Варианты разные. Город должен выиграть, а не проиграть от того, что в центре освободятся помещения, когда власть переедет. Но никаких планов у нас пока нет. В: В настоящее время готовится введение налога на недвижимость. Не окажется ли так, что инвестор, который придет на новые территории Москвы, столкнется с необходимостью платить огромный налог? О: Сейчас этот налог вовсе несущественный, но он будет расти. Мы должны исходить из того, что пусть это и дорогой город, и здесь дорогая недвижимость, но он дает такие возможности для бизнеса, которые позволяют зарабатывать, чтобы находиться в этой дорогой инфраструктуре. Это дорого, но ты должен в этом офисе делать что-то такое, чтобы заработать на себя, на офис, на семью и еще заплатить налоги государству. В: Не отпугнет ли это инвесторов? Планирует ли Москва ввести какие-то налоговые льготы для них? О: Для финансовых инвесторов этот налог не является важным. Они обращают внимание на налоговую нагрузку на финансовую деятельность: налог на дивиденды, НДС. Над этими проблемами работает сейчас федеральное правительство. А вот инвесторов, вкладывающих в производство, инновационную деятельность мы будем стимулировать как через некоторые налоговые послабления (налог на прибыль, на имущество, на землю), так и через субсидии на обучение персонала, участие в международных выставках, патентование, субсидирование процентной ставки. В: Не секрет, что большие объемы иностранных инвестиций в Россию приходят из Люксембурга и Нидерландов. Фактически это средства, которые были заработаны в России, вышли из нее и снова возвращаются. Нужны ли особые режимы для "репатриируемого" капитала? О: Нужно приветствовать его в стране. Надо понимать, что инвесторы не чувствуют себя в безопасности и пытаются выводить эти капиталы за рубеж, если речь не идет о криминальном происхождении этих капиталов. Я говорю только о легальных. То есть инвесторы предпочитают обезопасить себя иностранной юрисдикцией, и если что-то случается, они могут претендовать на судебную защиту иностранного государства, из которого они экспортируют этот капитал в Россию. Хотя по природе он является российским. Но это говорит о недоверии к российской судебной и правоприменительной системе. Это еще раз подтверждает, что нам надо над этим работать, улучшать инвестиционный климат. В: В правительстве России идет обсуждение вопроса о перераспределении полномочий между федеральным центром и регионами. Есть ли у Москвы предложения по этому вопросу? О: Я бы хотел обратить внимание на то, что все-таки должна пересматриваться система распределения полномочий и источников под эти полномочия, потому что на сегодняшний день она перекошена в сторону федералов. То есть федералы собирают денег больше, чем у них полномочий, а регионы - меньше, а муниципалитеты фантастически меньше, чем у них есть полномочий. Об этом много говорят, но пока реальных изменений нет, в том числе из-за недоверия к уровню развития гражданского общества в России, к тому, что люди вообще способны на низовом уровне все это осмыслить и профессионально сделать. Вот к этому у нас есть вопросы - и к уровню профессионализма, и к уровню развития гражданского самосознания и ответственности, и к уровню прозрачности процессов на низовом уровне. Тем не менее, и полномочия (в сферах благоустройства, начальных уровней образования, общественной безопасности и других), и источники их реализации должны двигаться на низовой уровень. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |