25.12.2011 Средний класс: не донор для бедных, а полноценный участник пенсионной системы Увеличение дефицита Пенсионного фонда и рост демографической нагрузки демонстрируют необходимость реформирования пенсионной системы. Эксперты «Стратегии-2020» сходятся во мнении, что солидарная пенсионная система, в том виде, в каком она работает на нынешних пенсионеров, не справляется с вызовами, стоящими перед российской экономикой и нуждается в корректировке. Пенсионная система должна отвечать запросам групп населения с разными доходами, в частности, целью реформы является включение среднего класса в систему пенсионного обеспечения. По мнению экспертов, необходимо снижать ставки страховых взносов с нынешних 26% до 20-22% и повышать порог заработной платы для расчета обязательных пенсионных отчислений до 720 тысяч рублей в год. Начисления от увеличенного порога зарплат, по мнению члена экспертной группы «Реформа пенсионной системы» Евсея Гурвича, будут направляться на индивидуальные пенсионные счета. Как считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, это позволит солидарной пенсионной системе распространиться на нижнюю часть среднего класса. «Пенсионное обеспечение к концу 2020 года будет достаточным для обеспечения уровня доходов нижней группы среднего класса», – добавил он. По мнению некоторых экспертов, реформа пенсионной системы 2002 года является провальной, так, как не сформировала предпосылки для значительных накоплений граждан, полагает начальник Управления макроэкономического анализа ВТБ Капитал Алексей Моисеев. Развитие накопительного сегмента становится краеугольным камнем всей системы пенсионного обеспечения потому, что именно накопительная часть поможет сформировать пенсионную систему для групп с разными доходами и повысить ее эффективность путем удовлетворения интересов нынешнего поколения пенсионеров, нынешнего поколения занятых и будущих поколений граждан. Сегодня низкодоходные группы населения полностью ориентируются на солидарную пенсионную систему, которая обеспечивает прожиточный минимум, в то время как высокодоходные группы от нее открещиваются, выстраивая пенсионные накопления за рамками системы. При этом большая часть населения, входящая в среднедоходную группу, находится в неопределенном положении. Для них важную роль играет накопительная часть трудовой пенсии. Как считает президент Центра стратегических разработок, член экспертной группы «Реформа пенсионной системы» по обновлению «Стратегии-2020» Михаил Дмитриев, необходимо совершенствовать систему выплат накопительной части пенсии и механизмы ее наследования, что позволило бы более эффективно реализовать систему государственного софинансирования пенсий. Для развития накопительной части пенсий эксперты предлагают создать механизмы пенсионной системы, где взносы должны в значительной степени пополнять накопительный сегмент. Вместе с тем предлагается сохранить и расширить по возможности программы государственного софинансирования пенсий. Данные меры, по мнению экспертов «Стратегии-2020», позволят стимулировать индивидуальные пенсионные накопления, но при этом нужна прозрачность этой части пенсионной системы, что позволит гражданам отслеживать этапы инвестиционных стратегий ВЭБа и НПФ. Расходы пенсионной системы предполагается оптимизировать за счет ужесточения требований к минимальному стажу. В частности, эксперты предлагают повысить его до 15-20 лет (с 5 до 10 лет — одномоментно, далее — по 1 году в год), после чего работник может претендовать на получение трудовой пенсии. Сейчас можно поработать всего пять лет и получать пенсию – такого в мире нигде нет, отмечает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Владимир Назаров. Эту точку зрения поддерживает и замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин. По его мнению, «новая конфигурация пенсионной системы должна будет обеспечить полное равенство прав и обязанностей всех застрахованных лиц», тем, кто проработал меньше установленного стажа, будет выплачиваться усеченная пенсия. Увеличение минимального трудового стажа – не единственная непопулярная мера, наряду с ней эксперты предлагают постепенно повысить пенсионный возраст до 63 лет, как для мужчин, так и для женщин. Повышение не коснется тех граждан, кому сейчас близко к 50-ти. Как считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, пенсионный возраст нужно повышать плавно по три месяца в год для мужчин и по шесть месяцев в год для женщин. Повышение, по замыслу экспертов, начнется с 2015 года и продлится до 2030 года. В экспертном сообществе вопрос повышения пенсионного возраста воспринимается неоднозначно. Так, директор Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Олег Соколов полагает, что пенсионный возраст повышать нельзя, пока в стране есть маленькие заработные платы. По его мнению, повышение зарплаты обеспечивает достаточный коэффициент замещения пенсии. Отчасти с этим согласен член правления Института современного развития, эксперт группы «Реформа пенсионной системы» Евгений Гонтмахер, который полагает, что до того, как повысить пенсионный возраст необходимо урегулировать социальную политику, в частности, «провести большую работу по улучшению системы здравоохранения, ситуации на рынке труда, непрерывного образования для взрослых», - считает эксперт. Сегодня тема повышения пенсионного возраста является социальной провокацией, считает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, член экспертной группы по вопросам пенсионной реформы Сергей Смирнов. Повышение пенсионного возраста, по его мнению, должно быть увязано со средней продолжительностью жизни мужчин в стране. Предложения экспертов «Стратегии-2020» исходят из сложной демографической ситуации и экономической целесообразности, но при этом не теряют социальной ориентации в условиях ограниченных бюджетных возможностей. По словам первого проректора НИУ ВШЭ Льва Якобсона, «Стратегия-2020» говорит об увеличении расходов практически по всем направлениям социального развития, вместе с тем тщательно просчитываются необходимые минимумы финансирования назревших мер. Предложенные меры по реформированию соответствующих задач, по мнению экспертов, должны проводиться комплексно, затягивание процесса приведет к тому, что в будущем пенсионная система не сможет нормально функционировать. Предложения «Стратегии-2020» исходят из того, что нынешняя пенсионная система не симметрична по отношению к различным социальным группам и не приспособлена к удовлетворению потребностей в пенсионном страховании растущего российского среднего класса. Ухудшение демографической ситуации, высокие показатели смертности трудоспособного населения диктуют необходимость реформ, в достаточной мере непопулярных, но способных обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость. Наладить эффективность пенсионной системы простым повышением пенсий в современных условиях невозможно. Расходы бюджета на выплату пенсий соизмеримы с европейскими, но при этом размеры пенсий остаются достаточно низкими, даже после многократных индексаций. В значительной части из нее выпадают среднедоходные и высокодоходные группы населения. Это происходит в связи с тем, что нынешние коэффициенты замещения пенсионной системы оказываются для них ниже текущих доходов. Это отталкивает средний класс от участия в существующей пенсионной системе, ориентированной на бедные слои населения. Целью пенсионной реформы, предлагаемой «Стратегией-2020» является включение среднего класса в систему обязательного пенсионного обеспечения, так как сегодня средний класс оказывается, по сути, исключен из нее и является неким донором для низкодоходных групп населения, что лишает его полноценного участия в распределении пенсий. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |