24.12.2011 Тюменская область: новогодний бизнес Не за горами последний день уходящего года. В декабре продажи многих компаний вырастают в несколько раз, а некоторые виды бизнеса существуют только благодаря Новому году. Обозреватель «Вслух.ru» выяснил, кто зарабатывает в праздник и сколько. С декабря актеры, студенты и просто желающие подзаработать превращаются в Дедов Морозов и Снегурочек. Кто-то просто берет в аренду костюм и отправляется веселыми парочками поздравлять народ на своем автомобиле, а кто-то работает вполне легально, имея зарегистрированную фирму, собственные костюмы и даже постоянных клиентов. Как правило, службы Дедов Морозов и Снегурочек организуют BTL-компании, занимающиеся в обычное время проведением презентаций, корпоративных мероприятий, дегустаций и т. д. Как считает руководитель Тюменской службы праздника Николай Ильдебенов, в последнее время тюменские Деды Морозы несколько дискредитировали себя. «Купить костюмы в магазине и надеть на себя бороду может каждый студент, – уверяет Ильдебенов. – Между тем это не гарантирует качество работы: нередко от пришедшего пахнет алкоголем и сигаретами». Он считает, что фирм, представляющих качественные услуги, с авторскими программами и костюмами и профессиональными артистами на тюменском рынке немного, и сфера оказания качественных новогодних услуг только начинает формироваться. По словам Ильдебенова, заказывать новогодних персонажей клиенты начинают уже с ноября, чтобы «застолбить» нужную дату и время. Сейчас идет самый пик заказов: в фирме раздается около 40 звонков в день. Больше всего в предпраздничные дни пользуется спросом услуга поздравления ребенка на дому. Цена такого поздравления зависит от даты: чем ближе 31 декабря, тем дороже, и составляет в среднем от 1 до 3 тыс. рублей за полчаса. Утренник в детском саду будет стоить от 2,5 тыс. рублей за 50 минут. При этом компания имеет несколько бригад, выполняя в сутки более десяти заказов. Если предположить, что в среднем фирма выполняет по 15 заказов стоимостью в среднем 2 тыс. рублей, в день она зарабатывает около 40 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаем расходы на зарплату персоналу и услуги водителя. По самым скромным подсчетам за 15 дней до Нового года подробная фирма заработает минимум 200 тыс. рублей. А вот после 1 января новогодний ажиотаж проходит и, как признается Ильдебенов, заказы на Дедов Морозов бывают очень редко. «Пара заказов на Рождество и Старый Новый год, и все», – говорит Николай. Устроить поздравление можно и самим, взяв напрокат новогодние костюмы. Заказывать костюмы начинают уже с 10 декабря. Превратиться в седовласого Деда Мороза и молодую Снегурочку стоит от 500 до 1 тыс. рублей в сутки (в зависимости от новизны костюма), при этом нужно будет оставить залог, в некоторых фирмах он составит 4 тыс. рублей. Актуальны к Новому году костюмы дракона и ростовой куклы-елки (от 800 до 1500 рублей в сутки). Есть и другие костюмы – клоунов, пиратов, мушкетеров, ведьм, в одном из агентств есть даже Аватар. За изготовление самого простого костюма Деда Мороза придется выложить 10 тыс. рублей и более. Получается, что новый костюм стоимостью 15 тыс. рублей можно окупить за 10 суток — как раз за один Новый год, а на следующий Новый год он уже будет приносить вам прибыль. Исключительно сезонным бизнесом также является продажа новогодних елок и игрушек. Так, одна из фирм торгует новогодними игрушками только на двухнедельной новогодней выставке, в остальное время занимаясь продажей канцтоваров. Другая компания продает в декабре живые российские и датские елки около торговых центров. Как пояснил представитель московской фирмы «Елки» в Тюмени Дмитрий Морозов, сотрудники в компанию принимаются на временную работу, кто-то специально берет несколько недель отпуска под эту подработку. Торговля живыми елками, признается Морозов, достаточно рентабельный бизнес, если фирма работает не первый год, если отлажена схема работы, каналы поставок. В этом году в город планируется завезти около тысячи елок. Он отметил, что датские елки, хотя и более дорогие, пользуются спросом у тюменцев – в этом году их планируют привезти побольше. Отметим, что метр датской елки стоит 3900 рублей, тогда как российской – 700 рублей. Зато они и дольше стоят, заверяет Морозов. Попробуем посчитать примерную выручку: если продать около 700 елок (возьмем 70% российских и 30% датских) высотой в среднем 1,7-2 метра, то компания выручит за две недели до Нового года около 2 млн рублей. Прибыль посчитать не можем, поскольку не знаем размера затрат, но можно предположить, что она составит круглую сумму. Во многом приличная доходность этого вида бизнеса обусловлена платежеспособностью тюменцев. Обороты в Тюмени сопоставимы с продажами в Екатеринбурге, хотя там семь точек продаж, а в Тюмени всего три. На волне новогодних праздников зарабатывают и обычные магазины: в крупных торговых центрах появляются отдельные отделы, продающие новогодние игрушки, костюмы и искусственные елки. Во многих местах предлагаются подарочные сертификаты и скидки, для привлечения покупателей проводятся новогодние лотереи и розыгрыши. В декабре горячий сезон наступает у алкомаркетов, ресторанов, клубов и кафе, салонов красоты, служб такси и других компаний. Так, практически все таксисты в новогоднюю ночь берут по двойному тарифу. Как пояснил директор такси «Белый парк» Сергей Мальчихин, в Новый год фирма ожидает традиционно большого количества заказов, для этого предусмотрительно посадит на звонки еще одного диспетчера. 31 декабря можно получить недельную выручку, отмечает Мальчихин. Обширное поле для подработки составляют и многочисленные корпоративы. Зарабатывают на ежегодном законном отдыхе офисных клерков рестораны и кафе, фотографы, различные ансамбли, массовики-затейники и т. д. Как рассказал тюменский фотограф Евгений Шаров, у него начиная с 20 чисел декабря расписан по минутам каждый день. «В отличие от Дедов Морозов у фотографов не получается выезжать на несколько заказов за вечер, поэтому и прибыль не столь большая. К тому же я не поднимаю цены в праздники», – говорит он. В среднем за съемку Евгений берет 1,5-2 тыс. рублей за час, а съемка длится 3-4 часа. Новогодние праздники принесут Евгению дополнительно около 60 тыс. рублей. В обычное время Евгений Шаров зарабатывает на студийной, свадебной и других съемках. К сезонному бизнесу относится и торговля фейерверками. Фирмы, постоянно торгующие праздничными салютами, открывают к Новому году дополнительные точки продаж в крупных магазинах. В интернет-магазине по продаже фейерверков Fireworks72 огненные развлечения покупают в массовом количестве только два дня в году – 30 и 31 декабря. В конце месяца тюменцы получают зарплату, тратят ее на подарки и продукты, затем на оставшиеся деньги покупают салюты. Стоят они от 30 рублей за простые бомбочки до 30 тысяч за феерические всполохи, средний чек составляет 1,5-2,5 тыс. рублей. Руководитель фирмы надеется на традиционную прибыль: «В этом году наступает Год Дракона, который полагается встречать с огнем». Праздничные салюты можно купить не только в декабре, однако заказы бывают редко. В течение года компания занимается продажей бытовой техники. Новогодние праздники превращаются во внеурочные трудовые будни и для компаний, украшающих фасады зданий. Как говорит гендиректор ООО «Вертикальный мир» Александр Андросов, работать в предпраздничные дни приходится и в выходные, и до 2-3 часов ночи в будни, потому что компаниям нужно украсить здания к определенному дню: в этом году госучреждениям – к 4 декабря, коммерческим организациям – к 17 декабря. Но оно того стоит: за декабрь компания получает тройную июньскую выручку. Чуть не забыли о главном напитке вечера – шампанском. Как пояснила управляющий розничной сети алкомаркетов «100 грамм» Ольга Шварц, спиртным тюменцы начинают запасаться в последнюю неделю декабря. Объем продаж в эти дни возрастает в 6-8 раз, а продажи шампанского – до 80 раз. По-прежнему пользуется популярностью «Советское шампанское», хотя в последнее время стали покупать и итальянские игристые вина. В целом новогодний бизнес весьма прибылен, а занимаются им, как правило, непрофильные организации, для которых праздники превращаются в тяжелые трудовые будни, сообщает ИА "Вслух.ру". ИА "Альянс Медиа" |