23.12.2011 ТПП активизирует информационную поддержку бизнеса 21 декабря прошло заседание Правления ТПП РФ, на котором основным вопросом повестки дня был вопрос "Об информационной поддержке предпринимательской деятельности". В ходе своего выступления по данному вопросу Президент ТПП РФ Сергей Катырин сказал следующее. "Тема, вынесенная в повестку дня, имеет огромное значение для успешного выполнения Торгово-промышленной палатой России своих основных функций. Нашему сегодняшнему заседанию предшествовала широкая дискуссия в комитетах Палаты, в территориальных ТПП, в наших корпоративных средствах массовой информации. С участием экспертных организаций подготовлены аналитические материалы, проведено социологическое исследование. Всё это позволяет достаточно полно и реально оценить в целом информационную деятельность в интересах бизнеса, роль и возможности Палаты. Сегодня информационная поддержка предпринимательства превратилась в самостоятельную отрасль инфраструктуры социально-экономического развития России. Это связано с глобальными изменениями в информационной сфере, влияющими на жизнь государств и народов, миллионов людей. Более 2 миллиардов человек (30% всего населения планеты) являются пользователями глобальной сети Интернет. Особенно высока доля пользователей в Северной Америке (78% населения) и Европе (58%). Бизнес тоже подвергается кардинальным изменениям под воздействием этих процессов. Современные информационные технологии сформировали сферу бизнеса, где создаются огромные объемы добавленной стоимости, значительно превосходящие доходы, получаемые сырьевой экономикой. Закономерным следствием этого процесса стало возникновение мощных транснациональных информационных корпораций, обладающих огромными массивами информации и технологиями их использования. Примерно 75 процентов мирового рынка информационных услуг приходится на 5 экономически наиболее развитых стран - США, Японию, Германию, Великобританию и Францию. В России доля интернет-пользователей среди взрослого населения составила 43% или 50 млн. человек. Наиболее динамично этот показатель в последние годы растёт в возрастных группах 25 – 55 лет, т.е. в основных группах бизнеса и всего трудоспособного населения, по прогнозамэта тенденция сохранится в ближайшие годы. Государство предпринимает существенные усилия для информатизации общества. С 2002 по 2010 год реализовывалась Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Многие присутствующие хорошо помнят дискуссии в этом зале, на других площадках, где представители палаты высказывали обоснованные претензии по дискретности и незавершенности мероприятий этой программы, свои предложения. Не все они были реализованы. Так, в рамках программы были затрачены средства на создание типовых информационно-маркетинговых центров в регионах, однако работа по их созданию так и не была завершена. На последнем этапе в 2009-2010 гг. программе был дан новый импульс, её приоритетом стало ускорение перевода госуслуг в электронный вид. В результате были созданы портал госуслуг и система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Оба эти проекта ещё имеют существенные недостатки, но уже востребованы бизнесом . В 2008 году была утверждена «Стратегия развития информационного общества в России», а с 2011 года действует государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Цель госпрограммы — создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни. Среди основных направлений программы - улучшение условий развития бизнеса, создание «электронного государства» и повышение эффективности государственного управления, обеспечение перехода к цифровой экономике, преодоление цифрового неравенства, обеспечение безопасности в информационном обществе. В настоящее время к порталу госуслуг подключены министерства и ведомства, 50 субъектов Федерации. Однако перечень услуг, особенно регионального и муниципального уровня, ещё не полный. Сдвинуты сроки реализации нормы закона о запрете истребования документов, которые есть в распоряжении органов власти. По закону о госуслугах она должна была вступить в силу с 1 июля этого года, но отложена на год. Говорить о достижении целей этих программ можно только тогда, когда будет реальная возможность получить большинство услуг в электронном виде, существенно упростить ведение бизнеса благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям, повысить качество и количество предоставляемой информации, а также наладить постоянно действующие механизмы обратной связи. Правовая основа информационной деятельности и развития современных информационно-коммуникационных технологий в стране в целом разработана и отвечает интересам бизнеса. Но ряд аспектов информационного развития бизнеса тормозится несовершенством законодательных норм. Серьёзной доработки требует нормативная база применения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Соответствующий закон действует с 2002 г., уже неоднократно ставился вопрос о введении унификации ЭЦП. В госпрограмме «Информационное общество» на текущий год одним из ключевых мероприятий было запланировано «формирование единого пространства доверия электронной подписи». Но эта проблема так и не решена. Раздробленность сертификации удостоверяющих центров по ведомствам создаёт огромное число проблем для представителей бизнеса, пользующихся этой услугой. Всё это ведёт к неоправданному увеличению конечной стоимости товаров и услуг для потребителей. Палата будет прилагать усилия к решению этого вопроса в интересах предпринимателей. Ещё одна проблема - дистанционное образование. Во многих странах оно широко используется. Активно развивается и у нас. Месяц назад Государственная Дума одобрила в первом чтении поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профобразовании», направленные на совершенствование правового регулирования использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в системе образования. Законопроект устанавливает возможность использования электронного обучения при реализации всех образовательных программ и при всех существующих формах получения образования — среднем, высшем, дополнительном. Однако предложенные поправки в законодательство не учитывают ряд особенностей дистанционного обучения. Для таких учебных заведений сохраняются в процессе лицензирования требования иметь столовую и медпункт. Сложившаяся система информационного взаимодействия с органами власти не удовлетворяет бизнес, как свидетельствуют результаты опроса, проведенного среди руководителей территориальных палат, председателей комитетов ТПП РФ и представителей организаций-членов Палаты. В большинстве случаев поиск нужной информации оказывается безуспешным. Об этом свидетельствуют оценки по поводу полезности сведений, которые можно получить на сайтах ряда министерств и ведомств. По мнению опрошенных, только Министерство экономического развития в какой-то мере выделяется на общем фоне по предоставлению широкой информации. Каждый четвертый респондент находит на сайте Минэкономразвития таковую. Но это, как говорится, приятное исключение. Сайты остальных министерств, предложенных для оценки в анкете, не содержат необходимого для предпринимателей объёма информации. Наши коллеги из выставочных организаций проанализировали, как на сайтах министерств и ведомств, оказывающих поддержку выставкам, представлена эта информация. Только на сайте Минобрнауки эта информация представлена достаточно полно. Сайты остальных министерств и ведомств не содержат необходимой информации о параметрах поддержки выставок, нормативных документах и положениях, регулирующих этот процесс. Нет информации о поддерживаемых выставках, отчётов о предыдущих мероприятиях с такой поддержкой. И такие примеры можно привести по другим видам услуг. Проведенное исследование, о котором говорилось выше, свидетельствует, что в предпринимательском сообществе сегодня доминируют весьма сдержанные, а то и откровенно негативные оценки состояния дел в этой сфере. Удовлетворены информационной составляющей бизнес-процессов только 13 процентов респондентов, тогда как 71 процент опрошенных бизнесменов считают информационное обеспечение предпринимательства недостаточным, хотя сегодня и наметились некоторые позитивные сдвиги в этой области. Дальнейшее совершенствование информационных ресурсов будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности российского предпринимательства, в решающей степени зависит от того, насколько удастся интегрироваться в мировые тренды развития и применения ИКТ в производственных, инновационных и инвестиционных процессах. Конкретизирую главные направления сосредоточения усилий Торгово-промышленной палаты России в области информационной политики. Первое. Предприниматели, как представители одной из наиболее продвинутых в плане современных технологий прослоек общества, сегодня являются непосредственными заказчиками и потребителями многих инновационных технологических решений. Каналы получения деловой информации сегодня трансформируются, в основном, благодаря запросам бизнеса. Однако, интересы наиболее массовой прослойки бизнесменов, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса, учитываются далеко не полностью. Бизнесмены отмечают необходимость совершенствования рынка деловой информации, придания ему большей актуальности, нацеленности на целевую аудиторию, развития интерактивности данного сектора рынка. Одной из заметных проблем назову слабость каналов обратной связи, которая должна обеспечивать реальный уровень доверия, возможность коллективной выработки решений, формирование на данном секторе рынка площадок, где предприниматели из различных регионов и отраслей смогут внести предложения, получить возможность обсуждать с игроками рынка, его регуляторами и законодателями конкретные проблемы. Торгово-промышленная палата, понимая важность использования таких инновационных подходов, предполагает активное внедрение механизмов обратной связи. Всё большее развитие получают социальные сети. От стихийно формируемых сообществ разнообразного общения идёт переход к целенаправленному созданию сетей, объединяющих людей на основе долговременных интересов взаимодействия, в том числе в бизнесе. Уместно обратиться и к технологии краудсорсинга, уже опробованной в российской практике некоторыми крупными компаниями. В результате эти компании решают через мобилизацию коллективного интеллекта задачи своего бизнеса и одновременно формируют активную команду своих единомышленников. Наша структура - федеральная сеть палат, союзы и объединения предпринимателей - могут стать профессиональной социальной сетью российского бизнеса, значимой в масштабах всего государства. Такая сеть может служить системой обратной связи с министерствами и ведомствами. Второе. Мы должны признать, что в системе ТПП созданы отдельные элементы корпоративной инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства, прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса, отрабатываются меры по налаживанию ее взаимодействия с информационными ресурсами государственных и муниципальных органов власти, союзов и ассоциаций предпринимателей, некоммерческих и коммерческих организаций, зарубежных торговых и хозяйственных палат. Большинство территориальных палат имеет и поддерживает собственные интернет-сайты, многие успешно внедряют комплексные информационные системы управления, переходят на электронную форму документооборота. За последние пять лет увеличилось количество сайтов, качественно изменилось их информационное наполнение. Прослеживается четкая тенденция «подтягивания» уровня большинства сайтов на уровень наиболее качественных сайтов ТПП. В то же время необходимо отметить, что только 65% палат имеют собственные сайты (в 2005 году – 43%). 11 территориальных ТПП до сих пор не имеют своего собственного сайта, а на 6 сайтах территориальных ТПП (Рязанская, Тверская, Амурская, Республики Дагестан, г.Сергиев Посад Московской области, г.Горячий ключ Краснодарского края) нет информации о членах ТПП. Одним из путей улучшения информационного обеспечения предпринимательства является повышение уровня квалификации как создателей и производителей товаров и услуг отрасли информационных технологий, так и непосредственных их потребителей. Определяющим фактором здесь выступает общий уровень распространения ИКТ в регионах. Цифровой разрыв постепенно сокращается, и это позволяет постепенно расширять использование ИКТ в бизнесе в регионах. Очевидно, что необходимо постоянное повышение квалификации специалистов, ответственных за обеспечение информационной поддержки предпринимательства, через проведение семинаров, вебинаров по обмену опытом между территориальными палатами. Третье. Информационная поддержка предпринимательской деятельности является одной из ключевых уставных задач ТПП РФ. С развитием сети Интернет, проникновением современных ИКТ практически во все сферы жизни общества удельный вес электронной компоненты корпоративной инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства постоянно увеличивается. В целях активизации работы на этом направлении в течение последних лет осуществляется модернизация системы информационного взаимодействия ТПП РФ с предпринимательским сообществом, территориальными ТПП, федеральными и региональными СМИ. Мы стремимся усилить наше присутствие в информационном пространстве. По различным информационным каналам Палата ведёт постоянную работу по продвижению интересов бизнеса, налаживанию его открытого диалога с властью. Нас поддерживают наши информационныу партнёры – РИА «Новости», Интерфакс, "Российская газета", Радио Бизнес FM и многие другие. Развиваем нашу медиагруппу «ТПП-Информ». Для расширения аудитории территориальных палат есть прямой доступ размещения в этом издании своей информации. Совместно с нашим партнером «Альянс Медиа» с сентября начали новый проект – Информационный канал ТПП РФ. 15 территориальных палат уже активно используют этот ресурс для продвижения своей информации. Мощным рычагом формирования репутации бизнеса, отражения его позиции остаётся телевидение. По договорённости с руководством телеканала «Россия24» мы начинаем в новом году совместно с редакцией телеканала регулярную телепередачу, посвященной российскому бизнесу, его проблемам. Учитывая федеральный охват, качественную аудиторию зрителей «Вести24», мы придаем огромное значение этому проекту, приглашаем наши комитеты, территориальные палаты, союзы и объединения к сотрудничеству. Для того, чтобы система Торгово-промышленных палата России смогла полноценно взаимодействовать с «Электронным правительством», нам необходимо незамедлительно приступить к разработке и реализации корпоративного проекта под условным названием «Электронная палата». Под электронной Торгово-промышленной палатой понимается новая форма организации деятельности системы ТПП РФ, основанная на предоставлении услуг в электронном виде, и создание интерактивного формата взаимодействия представителей бизнеса в системе ТПП на основе широкого применения современных информационных технологий. При этом весь функционал палаты должен отвечать государственным регламентам. Стоит отметить, что электронная ТПП – это не комплекс существующих интернет-представительств системы палат, а единый многофункциональный центр, аналогом которого можно назвать портал государственных и муниципальных услуг. Мы сейчас уже начали эту работу, планируем с вашим участием подготовить рабочий проект «Электронной ТПП» до июня 2012 г. и приступить к его реализации. Четвертое. Палата имеет большое количество партнеров, имеет рамочные соглашения и соглашения о сотрудничестве со значимыми игроками рынка поддержки предпринимательства, а также с госструктурами. Считаю, что можно предложить к инициированию совместные проекты по информационному обеспечению предпринимательства. Большой потенциал здесь видится в развитии нашего сотрудничества с Агентством стратегических инициатив и фондом «Сколково». Палата будет инициировать совместные пилотные проекты целевой информационной поддержки, полезные для бизнеса и находящиеся в сфере компетенции этих организаций. Также считаю целесообразным продолжить создание на базе территориальных палат региональных представительств российской сети Евро Инфо Корреспондентских Центров специализированной Сети Еврокомиссии по продвижению продукции МСП. В сфере информационной поддержки предпринимателей и оказания услуг с использованием современных информационных технологий действует значительное число компаний. Это консалтинговые, информационные и рекламные агентства, маркетинговые и исследовательские центры. Со многими из них тесно сотрудничает ТПП РФ, территориальные палаты. Важно консолидировать наши совместные усилия по развитию рынка информационных услуг. Нам необходимо создать единую систему навигации для предпринимателей по всему спектру бизнес-услуг. Пятое. Информационная поддержка предпринимательства может быть обеспечена только при активном развитии информационно-коммуникационного бизнеса в России, диверсифицированного и конкурентного рынка продукции и услуг в секторе IT. Уже сегодня это мощный рынок, по разным оценкам формирующий от 1 до 1,5% российского ВВП. По прогнозам к 2015г., всклад сферы Интерне в ВВП России составит 3,5%. На этом рынке уже присутствуют ведущие мировые бренды, при их влиянии формируются общепринятые стандарты работы. Вместе с тем в этом секторе успешно действует большое число российских инновационных компаний, которые располагают собственными уникальными разработками, генерируют ноу-хау. Есть здесь и примеры успешной экспансии на зарубежные рынки высокоразвитых стран Европы. В наших интересах активно развивать сотрудничество с этими компаниями, объединяющими их ассоциациями для динамичного развития этого сектора инфраструктурной экономики. Такое сотрудничество будет способствовать применению полезных новаций в информационной поддержке бизнеса. Проведенный анализ показал, что система ТПП имеет большой потенциал участия в качественной модернизации информационной поддержки бизнеса. Конечно, многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать. До настоящего времени реализованные инициативы имели масштабный, но разрозненный характер. Этому процессу необходимо придать системность. Это можно обеспечить в рамках разработки долгосрочной программы развития услуг ТПП РФ по информационной поддержке предпринимательства. Сегодня необходимо не только придать системность информационному обеспечению бизнеса, но создать мощную платформу информационной поддержки предпринимательства, включающую в себя все аспекты информационного взаимодействия. Такой комплексный подход будет способствовать значительному расширению перечня предоставляемых бизнесу услуг в электронной форме, обеспечению эффективного взаимодействия предпринимательских структур с органами власти всех уровней на фоне широкого использования новейших ИКТ. Это позволит активизировать экспертную дискуссию, предоставлять актуальную и реально полезную деловую информацию. Такой масштабный проект можно обеспечить в рамках разработки долгосрочной программы развития услуг ТПП РФ по информационной поддержке предпринимательства. В структуру программы войдут все ключевые аспекты такой деятельности Палаты, будут использованы самые современные механизмы коммуникации, позволяющие охватывать максимальное число заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности". ИА "Альянс Медиа" |