20.12.2011  Перед Новым годом потребитель чувствует себя не очень уверенно

   Суммы, которые потребители резервируют на подарки, растут из года в год. Социологи из фонда «Общественное мнение» подсчитали: если в 2007-м по этой статье семейных расходов средний россиянин потратил 2,6 тыс. руб., то в 2008 году – 2,7 тыс., в 2010-м – 3,5 тыс., а в нынешнем – около 4 тыс. руб.
   Главный фактор – это рост цен. За четыре года «подарочные» расходы увеличились на 54%, а накопленная инфляция за то же время составила 38%.
   Что интересно, как правило, россияне покупают в основном безделушки. Так, 38% приобретают сувениры и елочные украшения, 30% – игрушки детям, 27% предпочитают дарить еду, сладости и спиртные напитки, 20% – косметику и средства гигиены.
   Более серьезные и дорогие подарки могут себе позволить немногие. Так, например, лишь 7% говорят о том, что подарят ювелирные украшения или часы, столько же готовы раскошелиться на бытовую технику, 2% – на видео- или аудиотехнику.
   В этом нет ничего удивительного, если посмотреть, как за те же четыре года изменились цены на солидные презенты. Если в том же 2007-м, скажем, средний недорогой телевизор стоил 7,6 тыс. руб., то сегодня – уже 11,4 тыс. (+50%). Непритязательный фотоаппарат – «мыльница» подорожал в среднем с 2,2 до 4,6 тыс. (+109%). Относительно дешевый электропылесос с 2,8 до 3,6 тыс. (+29%).
   Словом, и рад бы был средний россиянин подарить близкому человеку что-то стоящее, да удара по кошельку может не вынести. Да и настроение, надо сказать, у многих не самое лучшее. В конце ноября социологи зафиксировали достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности.
   Вчера эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний представили данные о ситуации в торговле. На основании статистических наблюдений они делают вывод, что в четвертом квартале произошло замедление темпов экономического восстановления в отрасли. В частности, снижаются объемы продаж и сокращается товарооборот.
   Как результат, по итогам года около 40% опрошенных руководителей предприятий торговли констатируют уменьшение прибыли. Для многих из них последний шанс – это Новый год. Большинство ритейлеров в надежде оживить спрос и активизировать предпраздничные продажи решили акцентировать внимание потребителей на выгодных ценовых предложениях, отказавшись от традиционного для последних дней года повышения цен на товары.
   Президент Гильдии маркетологов, ведущий эксперт Ромир Игорь Березин не исключает, что подобные настроения в итоге скажутся и на новогодних тратах россиян. Правда, не так, как можно было бы предположить: люди вопреки всему могут потратить даже больше запланированного.
   «Когда потребитель чувствует себя не очень уверенно, находится под грузом серой повседневности, особенно хочется побаловать себя в праздник, – пояснил эксперт. – Возникает желание украсить свою жизнь и забыть о тревогах. Поэтому серьезных падений мы не увидим, новогодние траты в любом случае будут высокими. Об этом говорят и цифры. Те замеры, которые мы проводили в ноябре и начале декабря, говорят о том, что ожидается прирост 15–20% к соответствующему периоду прошлого года. В целом же декабрь в плане потребительских трат дает 30-процентный рост к ноябрю».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"