20.12.2011  После 2020 г. в МБ 30% займут компании нового формата, 60% - мигранты

   
   После 2020 г. в малом бизнесе РФ около 30% займут компании нового формата, примерно 60% - предприятия, основанные мигрантами. К такому выводу, как сообщил вице-президент ОПОРА РОССИИ Виктор Климов во время презентации, пришли эксперты в рамках исследования-форсайта "Малый и средний бизнес 2020-2040", проведенного по инициативе ОПОРЫ в 2011 г.
   В обозначенном прогнозе только 10-15% придется на традиционный малый бизнес, формат которого сложился в России в 90-е годы 20-го века.
   Такие тенденции в основном будут обусловлены изменением демографического состава общества в РФ в ближайшие 5-10 лет, считают в ОПОРе.
   Так, будет увеличиваться число мигрантов, которые формируют новую волну малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, в переработке, в строительстве, в различных сервисах. Однако при этом на данный момент этот поток почти никак не фиксируется, с ним слабо работают государственные и общественные институты, считает В.Климов. В результате в обществе к мигрантам растет негативное отношение. Напомним, что, по некоторым оценкам, в России работает 10 млн мигрантов при официальной потребности в 1,7 млн человек в год.
   Другой фактор, который скажется на формировании нового облика малого и среднего бизнеса (МСБ), - это формирование новых сфер мировой экономики. Под влиянием этих условий уже начали образовываться ниши для малого бизнеса в области новых форм экономики – инновационной, «зеленой», интернет-экономики. Но в России, считают в ОПОРе, пока есть перспектива только для интернет-экономики. Тем не менее, экологические и инновационные модели бизнеса впоследствии будут экспортироваться в Россию.
   В результате исследования стало ясно, что малый и средний бизнес в РФ не образуется сам: он формируется «волнами», которые провоцируются кризисами. Существенное влияние на рост малого предпринимательства в РФ оказали периоды кризиса начала и конца 90-х годов прошлого века, кризис 2008 года.
   Однако приток предпринимателей в МСБ в 2008-2010 гг. все же имел особый характер, так как в основном возникали бизнесы в области Интернета и новых медиа. «В этом контексте предпринимательство уже почти не различимо с фрилансерством», - охарактеризовал эту нишу рынка В.Климов. Также он заметил, что эта сфера пока невидима для государственных структур, многие предприниматели не легализуют свой труд.
   Другой чертой «третьей» волны подъема МСБ В.Климов назвал особую модель поведения. Так, если для «первой волны» было характерно желание «достучаться до власти», и это часто служило стимулом объединения, то представителям «третьей волны» такое желание несвойственно: для них налоги, поборы и существующее законодательство являются лишь одним из обстоятельств внешней среды, которое просто учитывается в момент построения бизнес-моделей.
   Между тем, считают в ОПОРе, «представители всех трех волн старательно культивируют в коммуникации миф о своих исключительных способностях, которые позволили им построить свои эффективные бизнесы». Экспертами отмечается и некоторый «провинциализм» представителей российского МСБ, их оторванность от мировых трендов и тенденций. Они обсуждают новые явления в МСБ других стран (Интернет, аутсорсинг, инновации), но применения этим решениям в России не видят. В какой-то мере это обусловлено тем, что Россия пока не включена в общемировой процесс разрешения глобальных кризисов (энергетического, продовольственного, водного), считают в организации.
   По этой причине повсеместное внедрение «зеленых» (экологических, энергоэффективных) стандартов как стимула для развития малого бизнеса, как считают эксперты, может начаться не ранее 2020 г., хотя этот этап может наступить и раньше под влиянием ВТО. В 2012-2015 гг. определяющим трендом будет по-прежнему интернет-экономика. В 2015-2020 гг. – миграционные тенденции и политика. «Власти придется позаботиться о легализации мигрантов, иначе назреет социальный конфликт по модели «понаехали тут», - считает В.Климов.
   Однако, помимо легализации и интеграции в российское общество бизнеса мигрантов государству потребуется переориентировать молодое поколение на создание МСБ. Пока же молодежь стремится работать в крупном корпоративном или государственном секторе. Также для стимулирования МСБ необходимо создавать благоприятные условия на уровне общественно-государственного партнерства.
   Без сознательного стимулирования сектора малого предпринимательства естественная трансформация происходить будет слишком долго, уверен В.Климов.
   Наконец, в будущем придется развенчать «романтическое» представление о малом бизнесе. Например, представление о том, что МСБ в России конкурентен, чувствителен к технологиям, растет сам, появляется там, где образуются новые ниши и возможности. Иллюзией эксперты считают и то, что среда малого и среднего бизнеса в РФ представляет собой однородный слой людей с одинаковыми ценностями и проблемами, а значит, может иметь единое представительство в общественно-политической сфере.
   Однако, решили в ОПРОе, ситуация выглядит немного не так. Скорее, в малом и среднем бизнесе в РФ распространена конструкция «сесть на ресурс» (административный и экономический). В этом смысле малый бизнес больше избавляется от конкуренции и слабо заинтересован в конкурировании цивилизованным путем. Помимо этого российским малым предпринимателям свойственно стремление к укрупнению и росту влияния, в отличие от западных трендов: в Европе нормально быть маленьким кафе из поколения в поколение.
   Тем не менее, на этом «романтическом» представлении базируются разработчики программ поддержки МСБ, именно его транслируют и сами представители бизнеса, подчеркнул В.Климов.
   Он напомнил, что в 2008 г. президент России Дмитрий Медведев поставил задачу довести долю населения в РФ, занятую в малом бизнесе, к 2020 году до 60-70%, а долю МСБ в ВВП - до 50%.
   «Довольно быстро стало понятно, что установка есть, а планового движения к ней нет. Достичь этой цели будет проблематично, если двигаться теми же темпами, которые есть сейчас», - заключил В.Климов.
   ИА "Альянс Медиа"