15.12.2011 России необходимо Министерство рыбного хозяйства, считает эксперт «Российским рыбакам выгодней продать товар на экспорт. Иностранцы за несколько часов обрабатывают наши суда с выловом и сразу перечисляют деньги, а в отечественных портах на это уходят недели», – заявил президент ВАРПЭ Игорь Кокорев. Так он прокомментировал данные о том, что Россия наконец стала закупать меньше импортной рыбы и производить больше отечественной. Впервые за 10 лет российский импорт мороженой рыбы в 2011 году может сократиться более чем на 20%. В объеме это около 100 тыс. тонн, снижение – до 430–435 тыс. тонн в год. За 11 месяцев импорт рыбы мороженой неразделанной снизился на 21,9%, с 505 тыс. тонн до 394,3 тыс. тонн. Наблюдается сокращение импорта мороженой скумбрии, мороженого окуня морского, мороженых килек и шпрот, мороженой сельди и мороженого хека. Данные ФТС говорят об активном процессе импортозамещения по рыбе, отмечает руководитель аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов. За 11 месяцев российские рыбные хозяйства выловили более 3,9 млн тонн рыбы, что на 204 тыс. тонн или на 5,5% больше уровня прошлого года. Больше всего они вылавливают сельди, трески и сайры. По словам Митупова, импортозамещение – это закономерный процесс: стабильный ежегодный рост вылова на уровне 4–5% вытесняет импортную рыбу и рыбопродукцию с прилавков магазинов и приближает Россию к продовольственной безопасности, которая ограничивает долю импортной рыбы в 20%. Согласно Доктрине продовольственной безопасности страны до 2020 года, объем российской рыбы на внутреннем рынке должен составлять не менее 80%. На такой показатель Россия может выйти уже в этом году, отмечают в пресс-службе Росрыболовства. Однако если импорт мороженой рыбы сокращается, то импорт готовой и консервированной рыбы растет. Так, по данным за 8 месяцев этого года, Россия импортировала 115,4 тыс. тонн готовой и консервированной рыбы, а также икры осетровых и их заменителей. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Рост продемонстрировали все подгруппы. «Позитивные изменения налицо, но это следствие того, что несколько лет назад рыбная отрасль опустилась на дно, а рост всегда становится заметным при низкой точке отсчета», - комментирует. президент ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров) Игорь Кокорев. «Три года назад мы импортировали 1 млн тонн рыбы. Сейчас завозим порядка 700 тыс. тонн (всей рыбной продукции – мороженой, готовой и консервированной). Я не считаю это серьезным сокращением», - говорит он. Если в советское время мы вылавливали 11 млн тонн рыбы и импортировали максимум 500 тыс. тонн, то сейчас ловим лишь около 4 млн тонн и завозим около 1 млн тонн рыбной продукции, отмечает эксперт. «Плюс импорт тогда и импорт сейчас – это разные вещи. В советское время мы импортировали так: наши плавбазы принимали скумбрию, ставриду, селедку и т.д. от иностранных рыбаков в зоне Исландии, Норвегии, Канады, Америки. У рыбаков этих стран просто не хватало мощностей по приему и обработке рыбы, а у нас были эти мощности. Там мы это сырье обрабатывали и преимущественно в мороженом виде везли в отечественный порт. Затем наши компании солили, вялили и консервировали эту рыбу. То есть, фактически, на прилавок поступала отечественная продукция из иностранного сырья», - рассказал он. Сегодня мы импортируем рыбную продукцию преимущественно в готовом виде. Часть импорта в виде мороженого сырья идет на переработку, но большая часть – это готовый продукт, который сразу поступает на российские прилавки. Вот это уже получается импортная зависимость, подчеркивает И.Кокорев. Причина, по его словам, в том, что существуют барьеры по доставке от места промысла на российский рынок рыбной продукции. Российским рыбакам удобней и выгодней продать товар на экспорт. «К примеру, иностранцы за несколько часов обрабатывают наши суда с выловом и сразу перечисляют деньги, а в отечественных портах на это уходят недели. И уровень цен у иностранцев выше», - говорит эксперт. В итоге, «если в Советском Союзе мы твердо удерживали второе место, иногда даже выходили на первое, то сейчас докатились до конца первой десятки в списке крупнейших рыболовных держав». После развала Союза образовался правовой вакуум, до 2004 года вообще не было специального закона о рыболовстве, напоминает И.Кокорев. Отрасль не имела и не имеет господдержки в виде льготных кредитов, субсидирования, процентных ставок по кредиту, дотаций. Рыбак остался один на один с проблемами, вытекающими из новой экономической ситуации. Без поддержки государства рыбаки стали нести высокие затраты в открытой части Мирового океана в зоне иностранных государств. В результате флот приблизился к отечественным берегам. Если в советское время 50% российского флота работало в зоне иностранных государств, то сейчас более 70% флота вылавливает рыбу в исключительной экономической зоне России и менее 30% – за ее пределами. «Нам необходимо сохранять свое присутствие в водных пространствах за пределами экономической зоны России. Потому что тем самым мы закрепляем свое право на их эксплуатацию и сохраняем доступ к ресурсу. Мы сдаем здесь свои позиции, хотя в период СССР именно нашими учеными были открыты многие иностранные районы промысла и виды рыб», - отмечает эксперт. По его мнению, действующее законодательство мешает развитию отрасли. Необходимо и дальше снимать барьеры на пути поставки рыбы с промысла на российский берег и далее в розницу. «В России две трети объемов добывается и обрабатывается в первичном виде на Дальнем Востоке, а потребление на две трети находится в европейской части России. Ни одна страна мира не имеет такого большого плеча доставки от промысла до потребителя, как у нас», - поясняет И.Кокорев. Доставка получается очень затратным делом из-за высоких железнодорожных тарифов. Продукция, которую рыбак добывает и предъявляет в оптовое звено, оценивается в 120 млрд рублей. В рознице эта же продукция оценивается уже в 500 млрд рублей. Цены в магазинах высокие. Складывается впечатление, что рыбаки на этом зарабатывают, но деньги оседают в оптовых и розничных компаниях, в том числе из-за высоких тарифов железной дороги. «Мы предлагали, чтобы государство снизило на 50% железнодорожные тарифы для доставки рыбной продукции из дальних районов России в европейскую часть. Это бы снизило розничную цену на рыбную продукцию, что подстегнуло бы рост потребления, и далее по цепочке. Но уже несколько лет этот вопрос так и не решается, отмечает И.Кокорев. Негативный эффект создает и постоянное реформирование органов госуправления рыбной отраслью. «Так же невозможно работать – сначала комитет, потом комитет ликвидируется и создается департамент, потом опять комитет, потом агентство. Вот Федеральное агентство по рыболовству появилось, уже три года держится, и стабильно работаем», - говорит эксперт. Однако, добавляет он, здесь не решен главный вопрос. «Федеральное агентство по рыболовству управляет рыболовством, а мы – рыболовные хозяйства. Раньше министерство было ответственно не только за рыболовство, но и за производство рыбной продукции, и за обеспечение населения страны рыбными товарами. Сегодня у агентства прописана ответственность только за рыболовную политику и промысел, а дальше кто отвечает?» По мнению эксперта, необходимо создать Министерство рыбного хозяйства. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд" |