14.12.2011 Нужен ли России закон о малой авиации? Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провел совещание на тему «Об актуальности проекта федерального закона «О развитии малой авиации в РФ». Открывая совещание, заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров отметил, что для России необходимость малой авиации очевидна. «Для значительной части населения, особенно проживающего за Уралом, в населенных пунктах, с которыми отсутствует круглогодичное наземное сообщение, эта проблема очень актуальна. Люди зачастую не имеют возможности использовать иные виды транспорта, кроме воздушного. Малодоступна им и малая авиация: билеты стоят больше месячной зарплаты, а состояние аэропортов просто плачевное», - цитирует слова В.Штырова пресс-служба Совета Федерации. По словам вице-спикера, поддержка этой отрасли, в том числе на законодательном уровне, остро необходима. В. Штыров предложил попытаться ответить на следующий вопрос: нужно ли принимать отдельный закон о малой авиации, или следует пойти по пути совершенствования уже действующего законодательства, внося в него необходимые изменения. Одним из авторов законопроекта является председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, законопроект поддерживают почти все регионы Федерации. Противником выступает лишь Министерство транспорта РФ. Заместитель министра транспорта РФ, статс-секретарь Сергей Аристов пояснил, что ведомство не устраивает в законопроекте ни сама концепция, ни отдельные положения. Министерство поддерживает законодателей в намерении помочь отрасли. Однако, считают там, нет необходимости принимать специальный закон. С.Аристов предложил вносить поправки в действующее законодательство, прежде всего, в Воздушный кодекс РФ. Пока в нём нет даже понятия «малая авиация». Кроме того, отсутствуют законодательно прописанные механизмы регистрации, сертификации аэроклубов, летательных аппаратов и т.п. Участники дискуссии отметили наличие и других нерешённых вопросов. В частности, указывалось, что в настоящее время воздушное пространство используется по разрешительному принципу, что подразумевает длительные процедуры оформления и согласования документов. Для регулярных рейсов и плановых полетов военной и экспериментальной авиации это имеет смысл, но для малой авиации любое промедление может оказаться губительным, ведь ее главное отличие и достоинство – оперативность, отсутствие жёсткого расписания полётов. Опыт других стран доказал, что это отрасль вполне рентабельна. Основные сферы ее применения – обучение пилотированию, авиаспорт, патрулирование, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы. В США ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации составляет около $4 млрд. Годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, число рабочих мест превышает 500 000. Количество частных летательных аппаратов в Соединённых Штатах - около 200 000. Особенно развита малая авиация на Аляске, климат и территория которой сопоставимы с дальневосточными регионами России. Но в нашей стране малая авиация существует пока вне правового поля, констатировали участники обсуждения. Не имея официального, закреплённого в законе статуса она год за годом сдаёт свои позиции: снижается объём перевозок, закрываются малые аэропорты. Подводя итоги дискуссии, в которой приняли участие представители профильных министерств и ведомств, заинтересованных организаций, В.Штыров высказал мнение, что проект закона о малой авиации не стоит снимать со счетов. Для дальнейшей работы он предложил подготовить перечень проблем отрасли, которые пока не нашли своего законодательного решения. Участники встречи договорились обсудить их уже в начале следующего года. ИА "Альянс Медиа" |