14.12.2011 В Екатеринбурге прошел первый бизнес-практикум для МСБ Уральская торгово-промышленная палата провела в Екатеринбурге первый бизнес-практикум для предприятий малого и среднего бизнеса «Инструменты оптимизации и развития бизнеса». В рамках данного мероприятия Уральская торгово-промышленная палата с партнерами познакомила представителей бизнеса с инструментами государственного регулирования и поддержки бизнеса, различными рыночными инструментами для оптимизации и развития бизнеса: кредитованием, документарными операциями, лизингом, факторингом, страхованием, ролью кредитных консультантов во взаимодействии между банком и клиентом. С целью массовой доступности к интересующей региональный бизнес информации мероприятие транслировалось в интернете. Как заявил на мероприятии президент палаты Андрей Беседин, УТПП намерена стать постоянно действующей площадкой по оказанию помощи предпринимателям и это мероприятие — часть долгосрочной стратегии организации. Стоит отметить, что региональная палата становится активным игроком на екатеринбургском рынке образования. Так как возможности бизнес-площадки палаты (3 конференц-зала, оборудованных мультимедиа, Skyp и WiFi, престижный статус эффективного общения) позволяют проводить образовательные мероприятия институтов развития практически любого уровня. Документарный расчет Чаще всего предприниматели, описывая проблемы и ограничения при ведении бизнеса, говорят о недоступности банковского кредитования. ««Тема действительно непростая, — соглашается региональный координатор Росбанка в Екатеринбурге Алексей Павин, – здесь присутствует слишком много стереотипов. Один из распространенных стереотипов – чтобы получить кредит в банке, надо иметь главное — залог. Да, мы обращаем на это внимание, но поверьте, это не обязательно. Нам важнее видеть финансовое положение компании в динамике и перспективы ее развития. Если обратившийся за кредитом может четко изложить, как работает его бизнес, как он собирается его развивать, как будет двигаться дальше, наш банк обязательно рассмотрит такое предприятие как потенциального заемщика». Второй важное условие — надо понимать, какие, именно банковские продукты нужны компании. На самом деле, для развития можно пользоваться не только кредитом. Если компания активно работает на международном рынке, занимаясь экспортно-импортными операциями, ей чаще всего может быть выгоден аккредитив. Это обязательства банка произвести оплату в пользу бенефициара стоимости документов при соблюдении всех условий аккредитива. Преимущества этого инструмента описывает управляющий Екатеринбургским филиалом НОМОС-БАНКа Александр Щур:«Аккредитивы выгодны как компаниям экспортерам, так и импортерам. Первый имеет возможность получить деньги быстро, сразу после поставки товара и отправки документов, а также минимизировать риски неплатежа по уже отгруженным товарам. Для импортера это возможность получения отсрочки платежа, что дает ему возможность, не отвлекая денежные средства, реализовать приобретенный товар и потом расплатиться по аккредитиву». Финансовая логистика Инструмент, который позволит компании увеличить обороты собственного бизнеса — факторинг. В определенных видах деятельности он может быть гораздо эффективнее кредита. Разновидности этого инструмента описывает начальник отдела консультирования клиентов Представительства Национальной Факторинговой Компании в Екатеринбурге Антон Подшивалов: «Суть извечного конфликта торговых отношений в том, что поставщик хочет получать предоплату, а покупатель — отсрочку платежа. Для решения этого «конфликта» и предназначены инструменты финансовой логистики. Это набор решений, который позволяет синхронизировать товарно-денежные потоки на всех торгово-производственном цикле от момента закупок до момента получения выручки. Фактор может профинансировать закупки, обеспечить оборотными средствами для производства товаров, заместить кассовый разрыв, образующийся после отгрузки товара на условиях отсрочки или просто выкупить дебиторскую задолженность». На практике это выглядит следующим образом: крупная компания-производитель имеет несколько постоянных поставщиков, у которых она закупает сырье на условиях оплаты по факту. Производственный цикл составляет 12-15 дней, затем компания отгружает своим покупателям товар с отсрочкой от 25 до 40 дней. Так, финансовый цикл составляет 37-45 дней, и компания финансирует его за счет собственных средств и банковских кредитов, преимущественно залоговых. Когда компания начинает использовать решения финансовой логистики, происходит следующее. Финансирование закупок фактором – это возможность получить отсрочку от поставщиков. Срок отсрочки – это предмет договоренностей с поставщиками. Далее компания производит продукцию и отгружает товары с отсрочкой своим покупателя, но коммерческий кредит финансирует факторинговая компания. Таким образом, происходит высвобождение собственных средств и снижение долгового бремени перед банком – и закупки, и отгрузки финансирует фактор, причем для погашения финансирования не нужно аккумулировать собственные средства – платежи происходят из расчетов покупателей. Плюсы лизинга Когда компания окрепла и встала на налоги, обычно у собственников появляется желание создавать новые проекты. Для этого требуется новая техника, оборудование. И в этом случае опять же не обязательно сразу идти за кредитом. Решить эти задачи можно с помощью лизинга. «Во-первых, законодательство позволяет экономить на налогах, поскольку при приобретении имущества в лизинг используется режим ускоренной амортизации, кроме того, все лизинговые платежи относятся на себестоимость выпускаемой продукции, - перечисляет особенности этого инструмента управляющий Екатеринбургским филиалом НОМОС-БАНКа Александр Щур. - Во-вторых, это длительное финансирование, обычно срок лизинга составляет от 2 до 5 лет. И наконец, не требуется обеспечения, поскольку залогом выступает сам предмет лизинга». Считай и предупреждай Использование всех этих инструментов может дать компании новый импульс. Одним из инструментов для оптимизации бизнеса и его развития является страхование, но только в умелых руках считает начальник отдела андеррайтинга страховой компании «Северная казна» Юлия Копыцина. Задача грамотного страховщика не просто застраховать все имеющееся имущество, но определить конкретные риски для конкретного предприятия (актуальные именно для этой организации с ее кадровой структурой и спецификой производства). Воздействовать на все риски – не эффективно. Поэтому следующая задача страховщика - оценить вероятность наступления каждого из обозначенных рисков по определенной шкале (руководствуясь имеющейся статистикой) и их значимость для предприятия (при оценке данного показателя ориентируются на величину максимально возможного убытка по такому событию) – т.е. составить карту рисков. Данная карта позволит выделить именно те риски, которые требуют немедленного воздействия и разработки плана мероприятий по их ликвидации, предупреждению. Матрица рисков, построенная на основании карты рисков, позволит наглядно увидеть, какие риски предприятию имеет смысл оставить на собственном удержании (сформировав внутренний резерв) – ординарные риски, какие передать на страхование, и в каком объеме это сделать. Все это позволяет существенно снизить затраты на страхование, и в то же время обеспечить себя достойной защитой. Участники семинара — представители малого и среднего бизнеса не только получили информацию об этих инструментах, но и смогли убедиться, как они работают на практике во время деловой игры «Финансы шаговой доступности», сообщает УТПП. ИА "Альянс Медиа" |