14.12.2011 ОЭСР предлагает изменить трудовое законодательство в РФ В России слишком слабо защищены права работников, и эту ситуацию необходимо менять, подчеркивается в Обзоре рынка рабочей силы и социальной политики РФ, подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы доклада отмечают, что экономика России сравнительно быстро оправилась от ударов глобального кризиса и рынок рабочей силы вернулся на докризисный уровень. Тем не менее, рынок рабочей силы в России остается сегментированным, различие в уровне доходов остается большим, стандарты в области труда применяются неравномерно, а институт коллективных договоров остается неразвитым. В отличие от других стран ОЭСР, реакция рынка рабочей силы России на кризис подразумевала значительное снижение рабочего времени и заработных плат, а не увольнение. В 2008-2009 гг. уровень безработицы вырос не намного больше, чем в общем по ОЭСР, в то время как снижение объемов производства оказалось значительно большим. В то же время огромное падение размера реальной заработной платы уравновесилось существенным увеличением минимальной заработной платы в 2009 г. «Это имело существенное значение, поскольку рынок рабочей силы в 2000-х гг. распределялся неравномерно: рост занятости отмечался в основном в сферах, требующих меньшей квалификации, а доля нетиповых контрактов выросла», - отмечается в докладе, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России. Расходы на политику в области рынка активной рабочей силы увеличились в три раза в разгар кризиса в 2009 г., однако при уровне 0,15% от ВВП они по-прежнему невелики и составляют примерно четверть от среднего показателя по ОЭСР. «Персональная поддержка в поиске работы находится на низком уровне, и большая часть ресурсов расходуется на административные процедуры», _ указывается в докладе. Укрепление политики в области рынка активной рабочей силы и улучшение показателей работы государственных служб занятости являются важнейшими мерами по обеспечению эффективности процесса возвращения безработных на производство, считают авторы доклада. Они также указывают на то, что размер пособий по безработице в РФ является низким по сравнению с мировым показателем: большая часть безработных получает минимальную сумму, составляющую всего 5% от средней заработной платы. Денежные переводы в рамках социальной поддержки невелики, а в некоторых регионах и вовсе отсутствуют. Система поддержки безработных требует модернизации, например, посредством спланированной системы страхования на случай безработицы, отмечается в докладе. Повышение пособий станет для безработных стимулом для постановки на учет в государственной службе занятости, что, в свою очередь, поможет государственной службе занятости улучшить работу по подбору вакансий для безработных. Возможность работников и работодателей диктовать свои условия в России остается по-прежнему неравной. В связи с этим ОЭСР предлагает усовершенствовать условия заключения коллективных трудовых договоров. «Официальные объединения все еще выступают больше в качестве посредников между работниками и работодателями, а не представителями работников. Альтернативные профсоюзы сталкиваются с трудностями при организации и подсчете голосов в переговорах с работодателями», - отмечается в докладе. Причина этого – в ограничении права на проведение забастовок. «Также в Трудовом кодексе есть части, где потенциал для лучшего применения действующих положений в отношении представления интересов рабочих до конца не реализован», - указывают авторы исследования. Применение трудового законодательства необходимо усовершенствовать с целью создания лучших и более честных условий занятости, отмечают эксперты ОЭСР. «Применяя действующие ограниченные ресурсы, для проверки условий занятости на каждом предприятии потребуется примерно 20 лет», - констатируют они. Отчет рекомендует нанять большее количество инспекторов и повысить им заработную плату. Также следует реализовать недавнее предложение по повышению размеров штрафов за нарушение трудового законодательства. Кроме того, необходимо восстановить равновесие защиты занятости в рамках различных трудовых договоров, чтобы предотвратить сегментацию рынка рабочей силы. В частности, защита занятости довольно строго оговорена по постоянным договорам с непродолжительным сроком действия, но является сравнительно гибкой по другим типам договоров. Работодатели все чаще используют гражданские и устные договоры, которые освобождают их от обязательства по соблюдению трудового законодательства. «Необходимо исключить возможность использования такого типа договоров с целью занятости, поскольку они ограничивают или вовсе исключают защиту занятости», - считают авторы доклада. ИА "Альянс Медиа" |