13.12.2011  В ближайшие полгода россияне будут экономить на ремонте, одежде и развлечениях

   В ближайшем будущем россияне намереваются сократить расходы на крупные покупки, сообщает исследовательский Холдинг Ромир по итогам ноябрьского опроса. Доля семей, планирующих совершить крупные расходы в следующее полугодие, на 15-45% меньше доли семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода. А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40%. При этом в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.
   Полученные данные не стоит оценивать как прямой прогноз на тотальное снижение объемов продаж потребительских товаров и услуг. Информация о намерениях всегда более субъективна, чем о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно воспринимать как оценку текущих настроений россиян, их восприятия экономических перспектив, отмечают эксперты Ромира.
   Кроме того, снижение ожидаемых расходов на тех рынках, которые действительно относятся к рынкам товаров и услуг тщательного предварительного выбора (а это рынки автомобилей, мебели и платных образовательных услуг) - незначительное.
   В частности, на образовательном рынке оно может быть объяснено сезонным фактором: 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, а на зиму-весну – только 35-40%. Так что снижение доли семей, имевших крупные расходы за последние 6 месяцев с 12% до 10% предполагающих, что такие расходы предстоят в следующие 6 месяцев - это еще нельзя назвать падением.
   Снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные расходы, связанные с туризмом и отдыхом с 19% до 13% также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65-70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.
   Отдельная тема – медицина. Крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг летом и осенью 2011 года имела каждая четвертая семья (25%). Этот показатель никак не связан с семейным положением, социальным статусом и даже доходом респондента. Единственный влияющий фактор – возраст. В семьях респондентов моложе 35 лет с такими расходами столкнулась каждое шестое домохозяйство, в семьях тех, кто старше 60 лет – каждое третье. По понятным причинам крупные расходы на медицину, кроме случаев, когда речь идет о хронических тяжелых проблемах со здоровьем, не относятся к числу планируемых заранее. Поэтому снижение доли тех семей, которые полагают, что и в следующие 6 месяцев у них будут крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг до 15% свидетельствуют скорее о довольно оптимистичных настроениях. Понятно, что никто от проблем со здоровьем никто не застрахован, но все же надеяться на лучшее – это в природе человека.
   Похожая ситуация и с ремонтом автомобилей, включая покупку комплектующих, «прокачку» и др. расходы. За прошедшие полгода с такими расходами столкнулось 11% всех семей или каждая четвертая семья, имеющая автомобиль. В ближайшие полгода подобные расходы предвидят только 6% участников опроса - менее 15% автовладельцев. Понятно, что ремонт автомобиля не может относиться к числу заранее планируемых расходов. Так что снижение доли планирующих ремонт автомобиля в два раза – это тоже аргумент в пользу оптимизма.
   Мобильный телефон уже давно стал импульсивной, незапланированной покупкой, связанной с тем, что старый физически вышел из строя или устарел морально. Речь идет, конечно, о массовом сегменте рынка телефонов по цене в 2-5 тысяч рублей, на долю которого приходится 80% продаж в натуральном выражении. Так что снижения до 4% доли планирующих, против 11% совершивших такую покупку в предыдущие полгода, в реальности опасаться не стоит.
   А вот снижение доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. работами с 19% до 11% лишь отчасти можно объяснить влиянием фактора сезонности. Похоже, что на этой статье россияне действительно решили пока сэкономить. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, в самых крупных городах-миллионниках – всего 6%.
   И, конечно, никакими сезонными факторами нельзя объяснить снижение почти в два раза – с 14% до 8% доли тех, кто предвидит крупные расходы, связанные с развлечениями, хобби, занятием спортом. В преддверии Нового года и Рождества, 14 и 23 февраля, 8 марта; увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что статья семейного бюджета под названием «развлечения» действительно может попасть под урезание одной из первых и быстрее всего.
   Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви с 44 до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того, одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а отчасти является импульсивной покупкой. Снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало и средне обеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие 6 месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие 6 месяцев 48%.
   «Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и «необязательных» услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу, - комментирует Игорь Березин, ведущий консультант Холдинга Ромир. - Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте – до нуля и ниже (сокращение)».
   ИА "Альянс Медиа"