13.12.2011  России всегда не хватает сварщиков

   «20 лет назад самыми дефицитными специалистами были газоэлектросварщики. Ситуация и сейчас не изменилась – они по-прежнему остаются самыми востребованными», – отмечает вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталья Власова. Она рассказала, какие еще профессионалы необходимы России и почему их сложно привлекать из стран бывшего СССР.
   В: Каким образом составляются квоты на иностранную рабочую силу в России?
   О:
Каждый субъект РФ на основании методических рекомендаций Минздравсоцразвития представляет свои предложения по объему привлечения иностранной рабочей силы. Эти предложения рассматриваются на трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также на межведомственной комиссии по привлечению иностранной рабочей силы. После того как предложения прошли все согласования, они направляются в Минздравсоцразвития.
   Каждый субъект Федерации должен представить пакет документов, которые отражают пожелания работодателей. Причем каждый работодатель должен тоже заполнить очень объемный материал, учитывающий порядка 35 параметров: кого будут привлекать, по какой профессии и специальности, какой период мигрант будет работать, какие социальные условия, заработная плата и так далее. На основании заявок работодателей Минздравсоцразвития принимает решение по квотам.
   В: Насколько существующая система квотирования отвечает запросам рынка труда России?
   О:
Дело в том, что у нас до сих пор нет методики определения реальной потребности привлечения иностранной рабочей силы. Люди, которые занимаются непосредственно рынком труда, утверждают, что в поле зрения государства попадает только 25–30% рынка труда. Остальное скрыто. Ведь малый бизнес вообще не в состоянии принять участие в подаче заявок на мигрантов. Требуется заполнить очень объемный материал. Этим должны специально заниматься отделы кадров или отделы труда и зарплаты. Такие структуры есть только в крупных компаниях.
   Причем не всегда пожелания компаний учитываются Минздравсоцразвития. К примеру, в этом году объем квот точно такой же, как был и в прошлом. А ведь компании потратили столько сил и времени, чтобы заполнить заявки. Получается, что их работа была проведена впустую.
   Допустим, в 2009 году по заявкам субъектов квота была установлена на уроне 4 млн. Но когда случился кризис, эту квоту уменьшили в два раза. Причем это сделано было автоматически. Несовершенство механизма квотирования приводит к тому, что работодатели не горят желанием подавать заявки. Кроме того, торговля квотами, которая есть, приводит к тому, что работодателю проще купить квоту, чем тратить время на заполнение заявок.
   В: Почему Минздравсоцразвития приняло решение о расширении списка профессий, по которым мигранты могут трудиться в России без квот?
   О:
Перечень профессий, по которым мигрантов трудоустраивают вне квот, не соответствует потребностям российского рынка труда. В основном он касается управленческого персонала и высококвалифицированных инженеров. На самом деле основная потребность российского рынка труда состоит в массовом привлечении квалифицированных специалистов. Нам не хватает квалифицированных слесарей, операторов программно-числового оборудования и станков. У нас система профессиональной подготовки кадров практически развалена. Сейчас найти рабочего специалиста – большая проблема.
   В: Как мигранты подтверждают свою профессию?
   О:
Работодатель сам должен проверять все документы: диплом, трудовые книжки.
   В: Из республик бывшего СССР можно ли найти квалифицированных сварщиков, бурильщиков?
   О:
Дело в том, что система подготовки кадров в союзных республиках была еще хуже, чем в РСФСР. Возможно, конечно, там остались хорошие специалисты. Но, как правило, они остаются в своих государствах. Они же нарасхват, поэтому и зарплаты там предоставляются большие.
   В: Как вы считаете, стоит ли вообще отказываться от квотирования?
   О:
Его можно сохранить как инструмент регулирования. Но если рассматривать квотирование как механизм для рынка труда, то его нужно менять. Он должен быть более гибким и простым. К примеру, работодатель мог бы подать заявку на квоту в любое время года по мере необходимости, а не только раз в год. Механизм мог бы быть таким: если работодатель не может заполнить вакансию за счет безработных в России, то он может восполнить эту потребность за счет мигрантов, предоставив в ФМС соответствующие заявки. Затем ФМС выдает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. То есть механизм должен быть очень гибким, а у нас он очень жесткий.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"