12.12.2011 В ТПП НО на конференции обсудили развитие конкуренции на рынке рекламных услуг В ТПП Нижегородской области прошла конференция «Развитие конкуренции на рынке рекламных услуг в правовом поле Российской Федерации». Организаторами мероприятия выступили общественный Комитет по рекламе при Палате (Рекламный совет Нижегородской области) и Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. В конференции приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Николай Карташов, руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Нижегородской области Ольга Швецова, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и связи по Нижегородской области Анатолий Селезнев, помощник прокурора Нижнего Новгорода Дмитрий Яриков, судья Арбитражного суда Нижегородской области Алексей Иванов, профессор кафедры истории и теории государства и права НА МВД России, доктор юридических наук Марина Баранова, генеральный директор ООО «Телекомпания «Волга» Сергей Лаптев, директор по рекламе еженедельника «Аргументы и факты Нижний Новгород» Наталья Баландина, директор филиала ФГУП «РТРС» «НОРПТ» Михаил Небольсин, сопредседатель Рекламного совета Нижегородской области Наталья Земскова-Шамба и др. К обсуждению были предложены вопросы развития рекламного законодательства в России, сегментов рынка рекламы в Нижегородской области и Нижнем Новгороде, наружной и мультимедийной, рекламы в печатных СМИ, а также вопросы саморегулирования рынка рекламных услуг в современной России. Открывая мероприятие, Михаил Теодорович напомнил, что 5 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой. По словам руководителя Нижегородского УФАС, новая система законодательных актов придаст импульс развитию конкуренции. Прямо или косвенно это, безусловно, отразится на рынке рекламы. «Мы сможем использовать новые возможности, которые несут изменения в законодательстве, в полном объеме на территории Нижегородской области», - продолжил он. Михаил Теодорович отметил, что состояние рынка рекламы региона кажется несколько необычным. Среди его характеристик можно назвать развитость гражданского механизма контроля и регулирования рынка. Создаваемая экспертными сообществами среда позволяет конструктивно вести разговор о проблемах отрасли. Кроме того, в Нижегородской области присутствует «корневое стремление» участников рынка рекламы прислушиваться к законодательству. Анатолий Голомолзин отметил, что реклама имеет принципиальное значение для бизнеса, оказывая влияние на восприятие потребителями товаров и услуг. Ситуация на рынке рекламы является конкурентной, его участниками выступает значительное число акторов. Количество нарушений антимонопольного законодательства растет от года к году. Статистика такова, что более 95%, а в некоторых регионах и 100% нарушений пресекаются антимонопольной службой. Если в 2009 году антимонопольными органами было выявлено и пресечено 4480 нарушений, то уже в 2010 году их количество составило 5405, а за первое полугодие 2011 года – 2633. В 2009 году нарушители заплатили в доход федерального бюджета 87 млн руб., 2010 году – 122 млн руб., а за первое полугодие 2011 года – порядка 78 млн руб. Тем не менее, задача антимонопольных органов состоит в том, чтобы оперативно отреагировать на ситуацию, быстро восстановить требования антимонопольного законодательства и условия добросовестной конкуренции на рынке. А.Голомолзин подчеркнул, что большую роль в развитии добросовестной конкуренции играют саморегулируемые организации, важен процесс взаимодействия антимонопольной службы с экспертным сообществом. Так, активно работает экспертный совет по рекламе при территориальном управлении ФАС, при ТПП НО действует Рекламный совет Нижегородской области. «Мы поддерживаем подобные образования и считаем, что будущее за саморегуляцией», - продолжил он. Николай Карташов представил сравнительную статистику нарушений закона о рекламе. В процентном соотношении наибольшее количество нарушений выявлено в сфере финансовых услуг и товаров, запрещенных к рекламированию, наименьшее – в сфере недобросовестной рекламы и рекламы, вводящей в заблуждение. Он рассказал о последних изменениях, внесенных в закон. Так, в 2011 году в Федеральный закон «О рекламе» включены новые требования к социальной рекламе (расширен перечень лиц, упоминание которых допускается в социальной рекламе, установлено ограничение для размера такого упоминания), рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (введено обязательное предупреждение о вреде для здоровья женщины и установлен размер такого предупреждения), рекламе алкогольных напитков и пива. Он отметил, что наиболее существенные изменения связаны с рекламой пива. Так, определены места, где допускается реклама алкоголя 5% и более – печатные издания, стационарные торговые объекты с розничной продажей алкоголя, Интернет, а также места, где она запрещена: первая/последняя полосы газет, журналов, обложки журналов, детские печатные, аудио- и видеоиздания, теле- и радиопрограммы, при кино- и видеообслуживании, транспортные средства, здания транспортной инфраструктуры, наружная реклама, ряд организаций, и ближе ста метров от них. Н.Карташов обратил особое внимание на рекламу финансовых услуг, которая не должна умалчивать об иных условиях их оказания. Так, в рекламе кредитов при указании хотя бы одного условия, влияющего на его стоимость, должны указываться все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Он сообщил, что ФАС России принимает меры по усилению контроля рекламы финансовых услуг. Подготовлен и проходит согласование законопроект, дополняющий Федеральный закон «О рекламе» требованием к изложению всех существенных условий предоставления финансовых услуг шрифтом одинакового размера. При этом отдельно указывается, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит рассчитанную в установленном порядке полную стоимость кредита, в такой рекламе допускается не указывать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Реклама биологически активных добавок зачастую создает впечатление о том, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами, положительным влиянием на течение болезни. ФАС России подготовлены изменения в законодательство, направленные на ужесточение требований Федерального закона «О рекламе» и усиление ответственности, в том числе распространителей рекламы биологически активных добавок. Подобная реклама должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. При этом ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Николай Карташов рассказал, что также разрабатывается ряд законопроектов, касающихся рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Указанные законопроекты предлагают различные ограничения рекламы данных товаров, вплоть до ее полного запрета. ФАС России считает, что в связи с присоединением РФ к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ужесточение требований к его рекламе должно быть осуществлено, например, по аналогии с ограничениями, установленными для рекламы алкогольной продукции в статье 21 ФЗ «О рекламе». Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния, обращаться к несовершеннолетним, использовать образы несовершеннолетних. Наталья Баландина подняла проблему рынка печатных СМИ. Она подчеркнула, что с появлением новых форм интерактивного общения с читателями аудитория газет перестала расти. Рынок прессы как в регионе, так и по России в целом количественно насыщен. Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России по итогам первого полугодия 2011 года определила, что суммарный объем рекламы в СМИ составил почти 122 млрд руб. (без НДС), что на 28% больше, чем за аналогичный период в 2010 года. Распределение рекламных доходов по видам СМИ по итогам первого полугодия 2011 года выглядит следующим образом: телевидение - 51%, радио - 4%, печатные СМИ - 16%, наружная реклама - 14%, интернет - 14%, прочие - 1%. Н.Баландина рассказала, что мониторинг печатных СМИ Нижнего Новгорода, проведенный «АиФ-Нижний Новгород» в течение 9 месяцев 2011 года, позволил определить тенденции в данном сегменте рекламного рынка. Газеты находятся в тренде изменений, значительный прорыв показали такие издания, как «Телесемь» и «Деловой квартал», что повлияло на данные в группе изданий, но практически не отразилось в целом на динамике рынка города – 13% в сравнении с 11% по России. Более того, по ее словам, газеты, в том числе и рекламные доходы, не могут расти прежними темпами и быть на равных с прочими СМИ. Наталья Баландина обозначила основные тенденции на медиарынке. Среди них: расширение линейки продуктов медиакомпаний, активное развитие TВ-гидов, рост телерекламы. Так, впервые за последние полтора года превышен докризисный уровень на 5%. Кроме этого, отмечен рост аудитории радиостанций, идут поиски площадок дешевой рекламы, например, на асфальте, появились первые версии печатных СМИ для iPad, наращивают аудиторные и рекламные обороты социальные сети, меняется структура медиапотребления. Тем не менее, применение новых технологий требует пересмотра всей концепции ведения бизнеса, увеличение производственных затрат, необходимы значительные вложения в развитие компаний и модернизацию бизнеса. Продолжая обсуждение, Марина Баранова подняла вопрос саморегулирования рынка рекламных услуг в современной России. Она заявила, что система рекламной деятельности обладает значительным потенциалом саморегулирования. Под последним следует понимать общественный контроль за соблюдением правил поведения в рекламном бизнесе. Она напомнила, что в соответствии со статьей 31 ФЗ «О рекламе» саморегулируемой организацией в сфере рекламы является некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц. Так, в 2000 году на базе Торгово-промышленной палаты региона создан объединенный Рекламный совет Нижегородской области. Его учредителями выступили ведущие участники рекламного рынка региона. Основной задачей cовета является защита населения области от неэтичной и недоброкачественной рекламы. По итогам конференции участники пришли к общему мнению о необходимости и в дальнейшем открыто и конструктивно обсуждать последние изменения в рекламной отрасли, ее проблемы и перспективы, сообщает пресс-служба ТПП Нижегородской области. ИА "Альянс Медиа" |