10.12.2011 Тюмень: как построить бизнес на увлечениях В последнее время в Тюмени стали появляться тематические кофейни, чайные клубы, игротеки и другие сообщества, объединенные общим интересом. Насколько прибылен и перспективен такой бизнес, решил выяснить обозреватель «Вслух.ru». Проекты, соединяющие несколько услуг в одном месте и ориентированные на увлечения, популярны во всем мире. Так, одним из проявлений бизнес-синергии является парижский Sweat Shop, совместивший в себе курсы рукоделия, мастерскую «сделай сам» и кафе. Таиаландское Big Knit Cafe соединяет в себе ресторанчик с домашней кухней и клуб любителей вязания: стены там заполнены стеллажами с мотками пряжи. Такие клубы отвечают потребностям людей в живом общении, объединении по интересам и творческой самореализации. В тюменских тематических заведениях, которых пока менее десятка, можно послушать стихи или посмотреть фильмы, поучаствовать в чайных церемониях, в мастер-классах по хенд-мейду, поиграть в настольные игры. Такие клубы отвечают потребностям людей в живом общении, неком объединении по интересам (не зря сегодня популярны соцсети) и, главное, творческой самореализации. Руководитель одной из первых в Тюмени тематических кофеен Игорь Федоров считает, что сегодня люди «наелись» материального, пришли к пониманию, что в жизни важны не только деньги. Именно поэтому появилось стремление к духовному развитию. PR-директор одного из чайных клубов Тюмени Дмитрий Степанищев считает, что спрос на услуги клубов растет благодаря моде на здоровый образ жизни и желанию разнообразить свой отдых. «У людей постепенно просыпается интерес к подобным мероприятиям, потому что это что-то новое, интересное, ведь даже в отдыхе есть элемент рутины», – говорит он. Бизнес, основанный на каком-либо интересе, открывается человеком, который сам чем-то увлечен. Так, организатор тюменских игротек Салават Файзуллин решил четыре месяца назад открыть магазин настольных игр после того, как поиграл в подобную игру в Екатеринбурге. Во время мероприятия он познакомился со многими интересными людьми и решил, что именно таких услуг не хватает тюменцам. Салават не прогадал — на еженедельные игротеки собирается куча народу, причем разного возраста и социального положения. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где такие заведения существуют уже давно, в Тюмени они только начали появляться. В столицах заведения разделяются не просто по тематике, а по степени специализации. «Если у нас можно попробовать чаи разных видов в разных ценовых категориях, – рассказывает Степанищев, – то в Москве, как в винном магазине, можно заказать конкретный сорт пуэра нужного года». По мнению Игоря Федорова, сегодня в Тюмени количества существующих тематических заведений вполне достаточно. Он считает, что тюменцы все-таки пока не готовы к новому формату общения. Рекламируются подобные заведения, как правило, через социальные сети, и, как утверждают руководители клубов, такой рекламы вполне достаточно. Всего за пару месяцев после открытия чайные клубы набрали в социальной сети более 500 участников, у концептуальной кофейни, работающей два года, 3800 друзей, причем люди добавляются в группы сами. Вопрос в том, насколько прибылен такой бизнес в Тюмени? Игорь Федоров считает, что заработать много денег на этом не получится. Рентабельность «тематических» заведений низка, уверяет он. Приходится платить за аренду, зарплату персоналу, конкурировать с обычными кафе, а прибыль зависит от посетителей, количество которых раз на раз не приходится. «В последнее время мы постоянно ищем спонсоров на различные мероприятия», – говорит он. Руководители кофейни — группа единомышленников – стараются все делать своими силами. К тому же бизнес носит сезонный характер. «Так что это больше для души», – признается Федоров. А вот Салават Файзуллин не берет денег за участие в игротеках, зарабатывая на продаже игр, причем старается делать это за счет оборота. С ним согласен руководитель одного из тюменских чайных клубов Юрий Юрийчук, организация посиделок для которого не является основным источником доходов. «Чем больше ты пытаешься коммерциализировать процесс, тем меньше остается в нем духовного», – считает он. Отметим, что, как правило, хороший чай и чайная церемония, проведенная мастерами, – удовольствие недешевое. Например, стоимость чайной церемонии варьируется от 250 рублей до 4 тыс. рублей (зависит от вида церемонии и стоимости чая). Так что руководители чайных клубов скорее всего лукавят, сетуя на низкую рентабельность бизнеса. Получается, что «тематический» бизнес может быть прибыльным только при развитии смежных направлений, например продаж сопутствующих товаров. Если это чайные клубы, можно развивать продажу чая высококачественных сортов, если это мастер-классы по хенд-мейду, можно продавать материалы для творчества, если игротеки, то настольные игры. «Тематический» бизнес может быть прибыльным только при развитии смежных направлений, например продаж сопутствующих товаров. В целом при грамотном позиционировании, правильном выявлении потребностей аудитории, тщательно продуманной ценовой политике и развитии смежных видов бизнеса, такой бизнес вполне перспективен. Бизнес-тренер Антон Язовских уверен, что бизнес, делающий ставку на любые виды социальных объединений, востребован по всему миру. «Людям не хватает живого общения, – констатирует он. – И это будет популярно всегда». "Если подумать, в Тюмени остается еще масса незанятых ниш. Так, негде собираться любителям кулинарного искусства. Например, я бы не отказалась посещать по выходным какие-нибудь мастер-классы по приготовлению блюд, даже самых обычных, желательно по приемлемым ценам. Не хватает творческой мастерской для взрослых, где желающие проявить свои творческие способности могли бы лепить или рисовать под руководством преподавателя. В Москве, например, работает целая сеть гончарных мастерских, где можно не только изваять что-то самому, но и приобрести изделия гончарных мастеров. Не помешала бы тюменским девушкам и школа по стилю, где обучали бы наших красоток одеваться со вкусом. В общем, бизнес-идей масса, дело за реализацией", - считает Антон Язовских, сообщает ИА "Вслух.ру". ИА "Альянс Медиа" |