09.12.2011 Пермский край: с предпринимателями поделился опытом японский эксперт В Пермской ТПП состоялся семинар на тему «Японские банковские технологии кредитования малого и среднего бизнеса». Семинар был подготовлен комитетом по развитию бизнеса Пермской торгово-промышленной палаты при участии Японского центра в Нижнем Новгороде и Центра содействия изучению международного опыта управления и организации производства «Кайдзэн». В качестве приглашенного эксперта выступил Масатака Имамура (Япония) – советник по финансированию малого и среднего бизнеса и реконструкции финансового сектора в японских правительственных проектах помощи развитию зарубежных стран, специалист с сорокалетним опытом работы в японских и международных банковских структурах. В течение дня участники семинара - руководители и специалисты подразделений кредитных учреждений, занимающиеся кредитованием малого и среднего бизнеса Пермского края, ознакомились с профессиональным взглядом на концепцию выстраивания доверительных взаимоотношений в банковском бизнесе, не только финансовыми методиками и техникой, но и философией, лежащей в основе финансирования малого и среднего предпринимательства. По мнению Масатака Имамуры, основополагающим принципом финансирования малого и среднего бизнеса в Японии является модель «банковских операций, основанных на условиях партнерства». Это модель ведения бизнеса, согласно которой банк и его заемщики или кредитополучатели поддерживают долгосрочные, близкие отношения в такой форме, что банк может получать информацию о бизнесе любого заемщика, причем как доступную, так и конфиденциальную. Особенно это касается закрытой, качественной информации, такой как квалификация менеджмента и потенциальные возможности для роста, основанные на технологических возможностях и деловых перспективах, которую нельзя получить без установления взаимного доверия между банком и кредитополучателем. Дело в том, что зачастую в отношениях банка и заемщика присутствует так называемая «информационная ассиметрия». Это ситуация, при которой заемщик знает все о своем бизнесе (в том числе и его проблемные зоны), а банк при этом всей полнотой необходимой информации не обладает. При таком «раскладе» возможно появление кредитного риска, когда банк попросту отказывает кредитополучателю в займе либо предоставляет его, но под более высокий процент. Модель «банковских операций на условиях партнерства» позволяет смягчить «информационную ассиметрию», помогает получить заемщику кредит на более выгодных условиях и на более длительный срок. Еще одной важной целью, достижение которой предусматривается в модели «банковских операций на условиях партнерства», является создание взаимовыгодных отношений между банком и его заемщиками. Этой цели вполне может служить подход банка, предполагающий оказание конкурентных услуг, не связанных с тарифами. Речь идет о дополнительных услугах, предоставляемых банком путем предложения решений проблем, связанных с менеджментом, с которыми его заемщики фактически сталкиваются или могут столкнуться в будущем. Если заемщик укрепит свое положение в финансовом плане в результате консультативной или деловой поддержки, оказанной банком, то ценность кредита для него вырастет, потому что риск неплатежа по кредиту снизится в разы. В свою очередь, это выгодно и для банка, потому что увеличивает его доходы. Как рассказал Масатака Имамура, для Японии типична ситуация, когда многие местные банки оказывают поддержку бизнесу в подборе партнера. За вознаграждение или бесплатно банк помогает наладить связи своих заемщиков, являющихся продавцами какого-то товара или услуги, с другими своими заемщиками, являющимися покупателями этих товаров или услуг. Это становится возможным во многом благодаря тому, что местные банки являются своего рода информационными центрами в своих местных экономических системах. Некоторые заемщики банка, считает Масатака Имамура, могут сталкиваться со срочной потребностью диверсификации своего бизнеса или необходимостью завоевания лидирующего положения в своем сегменте рынка. В этом случае банки также могут оказывать поддержку предпринимателям, используя широкие возможности своих информационных сетей. На сегодняшний день во многих японских банках, в их головных офисах и местных филиалах имеются отделы, которые специализируются на решении этих задач и несут ответственность за их реализацию. Неотъемлемой частью банковской деятельности при рассмотрении заявлений о предоставлении кредита является хорошее знание банком как технологии, применяемой заемщиком в настоящее время, так и его потенциальных возможностей. Когда речь идет о технологических вопросах в любой существующей или вновь образующейся отрасли промышленности, рассмотрение заявлений заемщиков о предоставлении кредита только на основании финансового анализа данных является не вполне адекватным. При таком подходе можно пропустить важные аспекты, касающиеся потенциала заемщика в отношении его роста в будущем. Чтобы избежать этого, японские банки принимают на работу экспертов или прибегают к услугам специалистов «со стороны», налаживают с ними тесное сотрудничество для использования их опыта и знаний при рассмотрении заявлений о предоставлении кредита. В ходе семинара участники также получили возможность познакомиться с практическими примерами помощи, оказанной местными японскими банками своим заемщикам в подборе партнеров, конкретными примерами финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, сообщает Пермская ТПП. ИА "Альянс Медиа" |