09.12.2011 Эксперт: чтобы не вымирать, малые города должны иметь право управлять налогами Проблему вымирания малых и средних городов можно решить путем пересмотра прав муниципалитетов управлять налоговыми ресурсами, считает замдиректора направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Людмила Падилья-Сароса. В четверг глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила о том, что количество малых и средних городов в России будет неуклонно сокращаться, а население – иммигрировать в мегаполисы, поскольку поддержка неэффективных городов замедляет рост экономики на 2–3 процентных пункта в год. Действительно, проблема малых и средних городов налицо, подтверждает Людмила Падилья-Сароса. Сегодня, по ее словам, недостаточно средств для развития любого муниципалитета, каким бы он ни был. Дело в том, что в последнее время прослеживается сокращение собственных ресурсов в бюджетах муниципальных образований. Одним из способов решения проблемы малых и средних городов, по мнению эксперта, может служить присоединение к более крупным административным центрам. Однако прежде чем принять такое решение, необходимо провести сложный анализ - выяснить уровень обеспеченности муниципалитета ресурсами, инфраструктурой, а также оценить кадровый потенциал. С другой стороны, необходимо выяснить способность конкретного города реализовать целевые программы по развитию территорий. Ведь зачастую бывает так, что в небольшом населенном пункте может отсутствовать человек, который способен реализовать на практике целевые программы с позиции современного менеджмента. Л.Падилья-Сароса отмечает, что сейчас на повестку дня выносится программно-целевой метод управления городами, который позволяет оценивать эффективность и результативность организации мероприятий по развитию территорий. По некоторым данным, от 0,5 до 90% расходов бюджета муниципалитетов планируются как раз программно-целевым способом. Чем меньше показатель программного планирования расходов, тем менее эффективно работает менеджмент. «Помимо всего прочего, необходимо будет провести согласование этого вопроса с местным сообществом, - отмечает эксперт. - Потому что здесь могут возникнуть вопросы и на стыке законодательства о налогах. Одно дело – это сельское поселение, которое имело одни ставки налогов на землю. Другое дело – город, где другие ставки. То есть может получиться так, что люди после присоединения станут платить больше налогов». На вопрос, как в других странах решается эта проблема, Л.Падилья-Сароса пояснила, что там совершенно другое законодательство в отношении административно-организационного устройства, иное налоговое законодательство, предусматривающее другие полномочия муниципалитетов. В частности, в США и некоторых странах Западной Европы муниципалитеты наделены правом введения и отмены местных налогов. «У нас то же самое предусмотрено законодательством, но через запятую дается поправка, что муниципалитеты могут сами устанавливать местные налоги, если это не противоречит Налоговому кодексу. Это значит, что право установить налоги есть, а возможности реализации этого права – нет, - поясняет эксперт. - Поскольку определены два местных налога: на землю и на имущество физических лиц. Муниципалитет может только изменять ставки этих двух налогов, вводить же новые налоги не имеет права». По ее словам, на Западе даже нет такой проблемы, поскольку с точки зрения экономического развития границы муниципалитета не столь важны, потому что регулировать развитие территорий можно другими методами: создавая особые условия для ведения бизнеса. «Фактически там нет такого процесса присоединения или размножения территорий. Субъекты экономической деятельности «мигрируют» от одной территории к другой, руководствуясь либо лучшими условиями, либо отсутствием барьеров. Там любой завод можно быстро демонтировать и перенести в другой штат, где улучшились условия для бизнеса», - поясняет эксперт. Таким образом, конкурентоспособность муниципалитетов зависит от качества управления. Кроме того, на Западе бизнес участвует в социальном развитии в регионах своего присутствия. Компании отчитываются за реализацию социальных программ как перед обществом, так и перед налоговой инспекцией, поскольку предоставляются некоторые налоговые льготы. «У нас же существуют очень сложные процедуры социального участия организаций на территории муниципалитетов, - отмечает Л.Падилья-Сароса. - Предприятия за счет своей же прибыли осуществляют социальные мероприятия, на экономическую эффективность они никак не влияют». С помощью изменения налогов можно решить проблему вымирания малых городов в России, делает вывод Л.Падилья-Сароса. Речь идет о пересмотре прав муниципалитетов управлять налоговыми ресурсами, которые им по законодательству принадлежат. Кроме того, нужно полностью пересмотреть законодательство в области социального участия бизнеса. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд" |