09.12.2011  Треть россиян отказались от запланированных ранее крупных покупок

   Осенью 2011 года треть россиян отказались от запланированных ранее крупных покупок. Об этом свидетельствует всероссийский опрос, проведенный Исследовательским Холдингом Ромир в конце ноября. В опросе приняли участие 1000 жителей городов России с населением от 100 тысяч человек и выше, из 8 федеральных округов, в возрасте от 18 до 60 лет и старше.
   По результатам исследования выявлен достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. Треть участников (33%) опроса признались, что от каких-то крупных покупок, запланированных на осень 2011 года, им пришлось отказаться. Доля таких респондентов меньше, чем в ноябре 2008 (46%), когда Ромир проводил аналогичный опрос, однако близка у опасному уровню, который может начать оказывать негативное влияние на экономическую динамику.
   Четверть участников опроса (24%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок. Еще 23% участников, сказали, что у них и не было в планах на осень никаких крупных покупок, так что им и отказываться ни от чего не пришлось. Каждый пятый участник исследования (20%) затруднился ответить на этот вопрос.
   15% участников исследования заявили, что им пришлось пересмотреть свои планы относительно приобретения автомобиля. Возможно, «вторая волна» автомобильного бума, поднявшаяся в середине прошлого года, если не на исходе, то на паузе. Однако в 2008 году 13% участников аналогичного опроса заявили, что отказались от покупки автомобиля, но на самом деле, бум на рынке автомобилей продолжался практически до конца года. И 2008 пока остается рекордным по продажам как по количеству.
   Каждый восьмой респондент (12%) сообщил, что в их семьях осенью этого года не стали делать ремонт в квартире, менять окна, двери или устанавливать сантехнику, кондиционер. Однако, по мнению исследователей, здесь, как и в случае с автомобилями, скорее речь может идти о замедлении темпов роста, чем о реальном сокращении потребления. Осенью 2008 об отказе от строительных или монтажных работ заявили 16% участников исследования, но заметного снижения рынка стройматериалов в 2009-м году не произошло. Поддержку продажам оказали те потребители, которые поняв, что переезда в новое жилье в ближайшие годы точно уже не произойдет, занялись «косметическими ремонтами» в своих жилищах. Преимущественно – собственными силами.
   Каждый десятый (10%) респондент сказал, что отказаться пришлось от приобретения туристических путевок, поездок на отдых. И это при том, что в течение года такие поездки совершают не более трети россиян (45-48 млн человек), а на осенний период приходится не более 15-17% от общего числа поездок.
   В 2008 об отказе от поездок на отдых также заявили 10% участников исследования. Но год завершился на мажорной ноте. 11,3 миллионов заграничных поездок на отдых и более 30 миллионов – по России. В 2009 количество зарубежных поездок сократилось на 17%, а внутренних – на 10%. Но уже в 2010 году показатели 2008-го были превзойдены. Более 12 млн поездок за границу и 35 млн. – по России. В 2011 году цифры, скорее всего, будут выше еще на 10%.
   10% опрошенных заявили об отказе от покупки крупных предметов или комплектов мебели (в 2008 - 11%). 9% не стали покупать дорогую одежду типа шубы из натурального меха, кожаного пальто и т.д. (в 2008 – 11%).
   9% перенесли на лучшие времена покупку крупной бытовой техники (в 2008 – 11%), а 7% - компьютера, ноутбука или другой оргтехники (в 2008 – 9%).
   И, наконец, 7% отказались от приобретения ювелирных украшений. В 2008-м такой ответ дали только 4% респондентов. Последнее место у ювелирных украшений не потому, что от них труднее всего отказаться, а потому, что их реже всего планируют к приобретению.
   «Общий вывод, который можно сделать на основе представленных данных: россияне в конце ноября 2011 года были настроены весьма неоптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования, - комментирует ведущий консультант Холдинга Ромир Игорь Березин. - И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то эти рынки эти уже в первом полугодии 2012 года ждут нелегкие времена».
   По мнению И.Березина, в этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели - курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию, - но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности.
   ИА "Альянс Медиа"